Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Экпозиция "Комната Н.Г. Гарина-Михайловского"

Николай Георгиевич Гарин - Михайловский. Фото из фонда Сергиевского историко-краеведческого музея.

(8 февраля 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября 1906, там же). Инженер-путеец, путешественник, писатель. Выдающая личность и выдающий писатель, человек редкого благородства, талантливый педагог. Он прожил яркую и интересную жизнь. Фото из фонда Сергиевского историко-краеведческого музея. Сергиевский район Самарская область. Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые. Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его походке, и в его торопливых, горячих речах всегда чувствовался человек широкой натуры. Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом. В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте! Ему постоянно мерещилось, будто у него есть какие-то лишние деньги, ненужные, даже мешающие, - скорее бы избавиться от них. - Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими ненужными деньгами одичавших от нужды мужиков. И в творчестве он был такой же. Всякую тему брал с бою. Долго обрабатывал роман или повесть ему было не по нраву. Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу. Он так и умер на ходу: участвовал в литературном заседании, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.

Экспозиция "Комната Н.Г. Гарина-Михайловского".

Экспозиция "Комната Н.Г. Гарина-Михайловского".

Родился Николай Георгиевич в 1852 г. в Петербурге, в дворянской семье. Отец будущего писателя в царствование Николая I дослужился до генерала. И, по существовавшему тогда обычаю, крёстным отцом дитяти генерала стал сам император. В Одессе, куда Михайловские переехали из Петербурга, прошли отроческие и юношеские годы будущего писателя. Здесь Ника Михайловский окончил гимназию. Любознательный гимназист много читал. Он увлекался Писаревым, Добролюбовым, и под непосредственным влиянием революционно-демократических идей формировались его взгляды, его мировоззрение. После окончания гимназии Николай Михайлович поступает  в Петербургский Университет, но вскоре уходит из него и определяется в институт путей сообщения, который вскоре заканчивает в 1878 г. С этого времени начинается его самостоятельная жизнь. Первые его шаги -  это строительство шоссейной дороги в Болгарии, где способности молодого инженера были замечены начальством. Михайловского переводят в министерство путей сообщения. Но честный человек, воспитанный на высоких идеалах русской демократии, враг угодничества и стяжательства,  да ещё и непоседа от природы, каким всегда был Михайловский, не может не только прижиться в этом бюрократическом времени, но и даже продержаться более или менее продолжительное время. И он  подаёт в отставку. В 1880 г. Михайловский -  к этому времени семейный человек – приезжает в Самарскую губернию, где возле деревни Гундоровки (ныне Сергиевский район Куйбышевской области) он купил имение.

Усадьба Н.Г. Гарина-Михайловского.Фото из фонда Сергиевского историко-краеведческого музея.

С этого момента и начинается – а вернее, окончательно формируется, его творческая личность как писателя.  На «гундровский период» приходится 23 года жизни Гарина Михайловского .  Когда Михайловские приехали в деревню, ней было 50 дворов, и только 5 семей жили зажиточно, остальные находились в крайней бедности. И так много сделано им за это время, что, окидывая дела его хотя бы беглым взглядом, не просто удивляешься ему, а испытываешь восхищение и искренне уважение к его богатырской мощи, к его неистощимой щедрости. Потому что всё сделанное им делалось не для себя -  а для людей. Деревня Гундровка знаменита ещё тем, что именно в этой деревни Михайловский стал писателем, он написал такие произведения как «Детство Тёмы» «Гимназисты»  «Несколько лет в деревни» «Студенты»  и многое – многое другое. Казалась бы, для того чтобы заслужить благородную память потомков, хватило бы одного « Детства Тёмы». Но за ним следует «Гимназисты» и многие другие произведения. В эти годы,  уже став призванным писателем, он продолжает работать как инженер путеец: Строит Уфа – Златоустовскую железную дорогу, принимает участие в изысканиях, а затем и в строительстве Транссибирской магистрали.  И не просто, строит  на практике,   доказывает  (дорога от Кротовки до Сергиевска) возможность удешевлённого, более экономного строительства железных дорог. В эти же годы Гарин Михайловский совершает кругосветное путешествие. Впечатление, которого стали материалы интересных очерков « Вокруг света» Но не только эти очерки родились в кругосветном путешествии. Верный себе, жадный до дела, писатель и здесь находит пищу для утоления своих разнообразных интересов. Так, проезжая  по Дальнему Востоку, он проводит ряд интересных исследований, обогативших географическую науку, а в Корее увлекшись творчеством народного фольклора, записывает и потом и издаёт на родине замечательные корейские сказки. Сборник этих сказок, в те годы событием в литературной жизни Росси, не потерял своей художественной и исторической ценности и сегодня. В 1882 году Николай Георгиевич Михайловский строит лучшую в округе школу и выступает в роле организатора совершенно нового по тем временам педагогического процесса. Первым учителем в школе стала его жена надежда Валерьяновна.  И в эти же годы занимается воспитанием детей – родных и приёмных, которыми стали осиротевшие крестьянские дети. И,  в эти же годы спасает сотни семей Гундоровки

Дом Н.Г. Гарина-Михайловского. Художник К. Печуричко 1968г. Из фонда Сергиевского историко-краеведческого музея.

от голодной смерти и семей из окрестных сел и деревень. И в эти же годы экспериментирует в сельском хозяйстве, прививая в наших местах всё новые сельскохозяйственные культуры и обучая тёмных, затурканных жизнью и  мира сего крестьян передовым методам землепользования. Да всё это широко известные факты из жизни Николая Георгиевича Михайловского. Самое главную по насыщенности трудами и плодотворности часть сваей жизни один из самобытных писателей земли русской прожил в наших местах. Трудно себе представить ту тяжесть,  которую этот человек добровольно принял на сваи плечи. Он помогал крестьянам во всём. Страшным бедствием для крестьянской бедноты были пожары, иногда уничтожавшие целые деревни. Об одном таком пожаре упоминал Гарин - Михайловский. Но именно упоминал как о бедствии, которое утяжеляла и без того  тяжелую жизнь  беднейшего крестьянства. Доводилось ему в неурожайные годы выплачивать подати за бедноту целых деревень. В эти же годы он открывал у себя столовую, где кормил голодных. Дом его всегда был открыт для крестьян, и они несли сюда сваи беды и нужды. Это обращение к самому доброму и надёжному человеку, крестьяне  знали,  что он некогда им не откажет и всегда во всём поможет. Нежно и трогательно любил Гарин детей. Многие дети Гундоровки, рождённые в годы, когда он жил здесь, были его крестниками. Здесь, конечно, важен не сам факт крещения, а стремления породниться с беднотой. Ведь это узаконенное « верой» породнее,  давало Гарину – в глазах крестьян – формальное право помогать им: ребенок став крестником Николая Георгиевича, брался на иждивение крестным отцом. Неудивительно,  что дети всей округи не только хорошо знали, но и искренне любили этого человека, всегда радуясь даже короткой мимолетной встречи с  ним. Писатель -  всегда воспитатель. Не говоря уже о художественном воспитуемым значении  художественного творчества в целом, почти каждый писатель в той или иной мере затрагивает тему воспитания подрастающего поколения. Не представляет исключения в этом отношении и Гарин – Михайловский. Вопросы воспитания и воспитания и образования посвящены « Детство темы» « Гимназисты» и многие другие произведения и очерки и рассказы, где школа и семья с их сложными взаимоотношениями и ролью  формированиями  личности растущего человека – ребенка, юноши – стоят в центре повествования. Талантливый писатель оказался талантливым исследователем жизни – это естественно: без второго не могло быть первого. Он же оказался талантливым педагогом – и это тоже обязательно воспитатель, а значит в той или иной мере педагог. Но он же был талантливым инженером путейцем!  Всегда и во всем, в том числе и в инженерном деле, он мыслил масштабно.  Да иначе  и мыслить не мог патриот, всем сердцем, всеми помыслами и всеми делами своими радующий  своею  страною   – это человек с большой буквы. Это человек с большой буквы. Не дожил Николай Георгиевич до нашей жизни, не дошёл о которой мечтал, но дошли  до нас,  его книги дошли и звенят мощным составах рельсы проложенных им дорог. Одной жизни этого выдающегося человека хватит на несколько жизни других. Как говорил Николай Георгиевич « вопрос не в том,  сколько прожить эту жизнь, а вопрос в том как прожить».

Железная дорога Гарина-Михайловского.

Автор картины В.М. Захаров. Фото из фонда Сергиевского историко-краеведческого музея.

В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Н. Г. Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка — Сургут (Сергиевск).
Узкоколейная железная дорога была открыта в 1896 году. Ширина колеи составляла 1000 мм. Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение.
Согласно некоторым источникам, конечный пункт узкоколейной железной дороги назывался Сергиевск. Согласно расписаниям движения поездов из «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», конечная станция называлась Сургут.

Населённый пункт Сургут находится вблизи населённого пункта Сергиевск.
По информации от П. Пилецкого, станция Сургут — это нынешняя станция Серные Воды II (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи). Спустя некоторое время в нескольких километрах южнее была построена станция Серные Воды (ныне Серные Воды I).
В 1896 году от станции Кротовка до станции Сургут была построена узкоколейная железная дорога, протяженностью в 86 км. В 1922 году она была перестроена.

 В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться «Узловой».

По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд, состоял всего из трёх спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут.

Возможная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1922 год. Взамен была построена железнодорожная линия широкой колеи (возможно, она строилась непосредственно по трассе узкоколейной железной дороги). Конечным пунктом стала станция Серные Воды II, расположенная в посёлке Сургут, в 4 километрах севернее прежнего конечного пункта — станции Сергиевск (Серные Воды I). По другим данным, железная дорога в Сургуте появилась во времена существования узкой колеи.

В 1950-х годах началось строительство железнодорожной линии Серные Воды II — Пронино — Агрыз. Железная дорога не была достроена, построенные участки были заброшены, позднее —разобраны.
В 1996 году на участке Кротовка — Серные Воды II было прекращено пассажирское сообщение.

В городе Сергиевске, расположенном вблизи конечного пункта узкоколейной железной дороги, на момент открытия узкоколейной железной дороги действовал курорт «Сергиевские минеральные воды». Поэтому пассажирские перевозки были востребованы, среди пассажиров было немало представителей зажиточных слоёв общества.

Сегодня железнодорожная линия действует, здесь есть регулярные грузовые перевозки.