Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Питер Пауль Рубенс"

"Автопортрет"

Выставка репродукций картин в Сергиевском историко-краеведческом музее «ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС».
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - великий живописец и рисовальщик, возглавивший фламандскую художественную школу эпохи барокко, творчество которого стало основополагающим в развитии национального искусства Фландрии, оказав огромное влияние на развитие всей европейской живописи. Всесторонне одаренный, Рубенс проявил себя и как ученый – гуманист, талантливый филолог, коллекционер, дипломат.
Мастер родился в 1577 г. в Зигене, в семье антверпенского адвоката, протестанта, эмигрировавшего в Германию из-за религиозных преследований. После его смерти вдова с детьми вернулась в Антверпен, где все они без особого труда перешли в католичество. Рубенс до конца дней оставался набожным католиком, хотя единственным учением, по-настоящему близким его душе, была философия стоицизма. Он был учеником известного в своё время мастера исторической живописи Отто Ван Вена. Этот высокообразованный художник, долго живший в Италии, сумел приобщить юного Рубенса к ценностям и идеалам гуманистической культуры.
В 1600 г. Рубенс совершил учебную поездку в Италию и до 1608 г. был придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, по поручению которого он ездил, в частности, к испанскому двору. Художественная подготовка в Италии, глубокое изучение античности, работ Микеланджело, Тициана, Караваджо, соединенные с лучшими национальными традициями Фландрии, способствовали формированию зрелых форм его искусства.
В 1608 г. Рубенс вернулся в Антверпен, став придворным художником эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. В это время были созданы их портреты, а также выполнены многочисленные заказы от двора, от церкви, от религиозных орденов, от знати.
В 1622 г. Рубенс вновь стал предпринимать длительные поездки, теперь в качестве дипломата и самого известного художника своего времени. Он посетил Париж, а также Голландию, Испанию, Англию. Рубенс был назначен государственным секретарем английского короля, испанский король пожаловал ему дворянство.
Во время своих продолжительных путешествий, он встречался со многими европейскими интеллектуалами. Все они восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную учёную переписку. «У Рубенса было столько талантов, - заметил один из его покровителей, - что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».
Творческий диапазон мастера чрезвычайно широк: монументально-декорационные композиции на темы Ветхого и Нового заветов, сцены из античной мифологии, исторический, бытовой жанр, портрет, пейзаж. В лучших работах Рубенса ощутима реалистическая основа – стремление к чувственному, полнокровному, жизнеутверждающему восприятию мира и человека. Творчество художника поражает разнообразием и динамикой композиционных решений, интенсивностью чувств и патетикой жестов, красочной яркостью цветовых сочетаний. Его работы пронизаны живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией.
В огромной мастерской Рубенса было создано большое количество живописных полотен, украшавших дворцы и храмы Европы. Его студия стала художественной академией, из которых вышло много талантливых живописцев: А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. Плодотворное влияние Рубенса – Короля художников и художника королей – испытали многие европейские живописцы: А. Ватто, О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар.

«Автопортрет с Изабеллой Брант» – автор Питер Пауль Рубенс -1609-1610 г.г.

1609 год был очень удачным для живописца – судьба его сводит с секретарём суда города Яном Брантом. У Бранта была юная восемнадцатилетняя дочь Изабелла, которая просто пленила тридцатилетнего Рубенса. Всего через несколько месяцев они вступят в законный брак, основанный на нежном взаимном чувстве.
Разумеется, художник захотел изобразить своё счастье на полотне, и в 1610 году заканчивает свой знаменитый «Автопортрет с Изабеллой Брант».
Полотно отличается виртуозностью и блеском. С первых минут созерцания работы, внимание зрителя привлекает композиция картины – она далека от обычных парадных портретов. Художник сидит свободно и непринуждённо, закинув ногу на ногу. Рядом расположилась любимая супруга, на лице которой играет загадочная полуулыбка, а рука нежно касается руки художника. Эта непринуждённость поз, откровенная нежность между портретируемыми, придаёт картине лиричное пасторальное настроение.
Вроде всё в этой работе следует за канонами парадного портрета – и богатые костюмы, и фон, и то, с каким благородством и достоинством глядят на зрителя герои, однако, Рубенсу удалось избежать статичности этого жанра, наполнив его любовью и личными чувствами. Художник непросто изобразил себя с женой, но и продемонстрировал своё отношение к браку – это абсолютно равноправный союз, построенный на любви и доверии.
Большое значение в картине играет фон – это реалистично воплощённый пейзаж, где можно заметить раскидистый куст жимолости, траву под ногами, бескрайнее небо за спинами героев. При этом автор так вписал их с женой фигуры в этот пейзаж, что кажется, будто картина писалась на пленэре (хотя эта традиция найдёт своё воплощение лишь у импрессионистов много лет спустя), а вся композиция выглядит очень реально.
Несмотря на значительную разницу в возрасте, Рубенс намного пережил свою молодую супругу, жизнь которой унесла чума в 1626 году.

«Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном»

На фоне успеха фламандской живописи XVI в. искусство Рубенса было подобно настоящему взрыву безудержной жизнерадостности, заразившей всю Европу. В 1630 г., в возрасте пятидесяти трех лет, художник женился на семнадцатилетней Елене Фоурмен и переехал жить в деревню. С той поры его живописный язык обогатился новым чувственным лиризмом, наиболее полно выразившемся в портретах жены и детей.
Здесь Рубенс изображен рядом с молодой женой, на которую он смотрит с бесконечной нежностью, и с маленьким Питером Пауэлом. Картина будто «сама рассказывает», выявляя с еще большей очевидностью атмосферу спокойствия и любви, исходящих от лиц и едва намеченных жестов.
Семейство изображено на фоне прелестного сада, насыщенного символическими деталями: розовый куст за спиной Елены ассоциируется с любовными чувствами, попугай - символ материнства Марии, в то время как кариатида слева и фонтан - прямые аллегории плодовитости. Благодаря яркости колорита и непринужденной естественности фигур это произведение считается одним из шедевров Рубенса.

"Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа»

Рубенс - один из самых известных и плодотворных живописцев эпохи барокко, чьи работы находятся во всех крупных музеях мира. Во многом этому способствовала мастерская художника, где многочисленные помощники вместе с ним исполняли крупноформатные полотна. Однако «Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа» полностью написан Рубенсом. Он был создан во время пребывания художника в Италии.
Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Для творческого наследия Рубенса этот портрет отличается некоторой строгостью и сдержанностью. Модель облачена в тяжелое платье с жестким корсетом, его раструбы рукавов напоминают металлический рыцарский доспех. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Чтобы показать высокое положение портретируемой, Рубенс сместил композиционные планы и поместил фрагмент архитектурного ионического портика на один уровень с лицом дамы, как бы возвышая ее над подданными.

«Портрет Сусанны Фоурмен», около 1625 г.


В восемнадцатом веке этот портрет назывался «Соломенная шляпка». Но, как доказали последние исследования, это старое инвентарное название относится к портрету Сусанны в костюме пастушки (Брюссель, частное собрание), а не к полу фигурному лондонскому изображению, так как здесь на голове двадцатипятилетней женщины одета фетровая шляпа.
Только авторство Рубенса и идентичность сидящей не оставляют сомнения. Третья дочь торговца шёлком и гобеленом Даниэля Фоурмена, Сусанна, была золовкой первой жены Рубенса, Изабеллы Брант. Впервые выйдя замуж в 1617 году, она овдовела в 1621. В возрасте 23 лет Сусанна вышла замуж за друга Рубенса Арнольда Лундена. Позже, в 1630 году, художник женился на её младшей сестре Елене, но к этому времени Сусанны уже не было в живых два года. В поместье Рубенса обнаружено четыре портрета Сусанны, что в 19 веке породило легенду о том, что она была его возлюбленной.
Стилистически этот портрет был написан вскоре после замужества Сусанны. Обручальное кольцо на указательном пальце правой руки, так же как и у Изабеллы Брант, означает недавнее повторное замужество. На картине она изображена придерживающей серую шаль, её руки скрещены под декольте чёрного платья, из которого выглядывает сорочка. В изображении воздушного пространства на этом полотне Рубенс выступает как дальний предшественник портретов Ренуара.
Солнечный свет освещает правую щёку Сусанны, длинную тонкую шею и грудь. Её лицо, затенённое шляпой, мягко освещается отражённым светом. На лице Сусанны отражается красноватый оттенок шёлковых рукавов, так эффектно контрастирующих с чёрным платьем, серой шалью и синевато-серым фоном. Очаровательный взгляд молодой женщины Рубенс сознательно подчёркивает тенью от полей шляпы.