Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Константин Коровин" русский художник.

"Константин Коровин" выставка репродукций картин открыта в Сергиевском историко-краеведческом музее. Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» г.Самары.
"Автопортрет" 1938 г.
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) известный русский художник, родился в 1861 году во Владимирской губернии, в семье зажиточного крестьянина. Стоит, отметить, что семья его была старообрядческой.
В детстве Коровина, в дом его отца Алексея, приходило много художников, общение с которыми не могло пройти незаметно для Константина.
Большое влияние на становление Коровина – художника, оказал родственник Прянишников, с которым Константин Алексеевич был очень дружен. Рисованием Константин начал увлекаться с ранних лет, и вместе с братом Сергеем проводили множество часов за этим занятием.
По исполнению 14 лет, Константин едет в Москву, где поступает в Московское художественное училище, на архитектурный факультет. После двух годов обучения перевелся на факультет живописи, где был учеником знаменитого художника Алексея Саврасова.
Вскоре Константин Алекеевич, вместе с другим талантливым художником Валентином Серовым, отправляется на Север. В свет выходит несколько замечательных пейзажных работ Коровина.
В начале 20 века, он активно работает в театре, создает костюмы и декорации к известным спектаклям. Также занимается оформлением оперных и балетных постановок. Во время Великой Войны Коровин состоял в штабе русской армии, и занимался консультированием военных по вопросам маскировки русских солдат на местности.
На всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, Константин Алексеевич занимался декорированием «Северного павильона», который предстал в стиле древних строений севера. Внутри павильон был обильно украшен серией декоративных панно, где изображалась жизнь русского севера. Позже Коровин занимался проектированием, постройкой и декорированием кустарного отдела и среднеазиатского павильона на выставке в Париже.
В день пятидесятилетия Константин Алексеевич так определил основное качество своего творчества: «Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами. Никогда никому никакого поучения, никакой тенденции».
После революции художник активно участвовал в различных мероприятиях по сохранению культурного наследия России. Константин Коровин проводил различные аукционы, а вырученные средства шли на помощь политическим заключенным. В 1923 году Коровин отправился за границу, во Францию, где в 1939 году скончался.
Сам художник как личность, его творческое наследие - глубоко национальное явление. Коровину выпала завидная участь - в истории отечественной культуры он навсегда остался восторженным певцом родной земли. Все созданное им не стареет со временем. Его доброе искусство пронизано Любовью к жизни и человеку.
Выставка продлится до 15 декабря 2020 г.
У картин Коровина есть секрет, который можно узнать только при посещении Сергиевского историко-краеведческого музея. Если найти определенную точку просмотра, вы внезапно окажетесь как бы внутри картины, яркие пятна света и цвета сложатся в новую реальность, о которой вы не сможете забыть.

Константин Коровин

"Автопортрет"

"Дама с гитарой" 1911 г., автор Константин Коровин.
Женские портреты Коровина не претендуют на раскрытие глубин человеческой психики. Они фиксируют какое-то одно состояние моделей - размышление, погруженность в тихое музицирование. Один из лучших среди портретов – «Дама с гитарой», написанный в ярком вечернем освещении. Только что умолкла гитара, молодая женщина все еще находится во власти звуков пропетого романса. Очарование ее побледневшего и страстного лица, изящество всего облика сопоставляются с красочностью букета в старинной вазе на фоне ночного окна. Колорит картины строится на ярких контрастах света, на тонких вариациях черного цвета, которым написаны волосы и платье модели, густые тени в интерьере и ночь за окном.

"Дама с гитарой"

"Розы и фрукты" 1917 г., автор Константин Коровин.
В 1910-е годы художник Коровин создает блестящие натюрморты («Рыбы, вино и фрукты», «Розы и фиалки» и др.), в которых предметный мир поглощается живописной стихией, растворяется в ней. Самодовлеющая живописность - артистизм кисти, экспрессия мазка, эффектная декоративность колорита - становится главным содержанием многих работ 1910-х годов. Именно в этот период был написан натюрморт «Розы и фрукты» (1917), Полотна Коровина, благодаря интенсивности и остроте цветовых сочетаний, отмечены взволнованностью чувства, экспрессивностью выражения.
Особенно сильно автору нравились величественные, изящные розы – признанные королевы среди всех цветов. Представшие перед нами цветы сразу завораживают своим нетривиальным, свежим видом.
Розы Коровина, как ни какого другого художника, потрясают безудержным, буйным темпераментом, размахом кисти и щедростью красочной фантазии. Но чего нет в его розах – так это спокойного изящества, выверенной элегантности, лирического любования. Они написаны сильно, сочно, броско. Более того – чувственно. Розы созданы под влиянием неудержимой и всепоглощающей страсти. Константин Алексеевич был человеком увлекающимся, искренне, большое чувство и рождало столь прекрасные розы.
У картин Коровина есть секрет, который можно узнать только при посещении Сергиевского историко-краеведческого музея. Если найти определенную точку просмотра, вы внезапно окажетесь как бы внутри картины, яркие пятна света и цвета сложатся в новую реальность, о которой вы не сможете забыть.

"Розы и фрукты"

"За чайным столом" 1888 г., автор Константин Коровин.
Полнота воплощения красоты натуры, стремление к максимальной «правде видения» свойственны произведениям Коровина, написанным в имении Поленова в Жуковке, где Коровин провел лето 1888 года. По своему настроению, по своей солнечной, светоносной живописи «Жуковские» работы примыкают к Портрету хористки.
Одним из центральных произведений этого цикла является работа "За чайным столом". Коровин изобразил в ней спиной Елену Поленову, за ней приятеля семьи Вячеслава Зиборова, лицом к зрителю Наталью Поленову и в профиль ее сестру художницу Марию Якунчикову. Однако не портреты людей, не их характеристики интересуют художника. Главное в ней – передача общего настроения, которое не
предвзято и непреднамеренно фиксируется глазом.
Концепция картины в какой-то мере перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, наполненными светом и воздухом. Коровин тоже превосходно почувствовал дыхание летнего утра, те ощущения, которые испытывает человек в эти ранние часы, когда дышится легко, полной грудью. Палитра мастера необыкновенно чиста, краски сверкают, серебристые рефлексы сообщают всему светоносность и воздушность. С их помощью все приводится в единую цветовую гармонию.

"За чайным столом"

"Крым. Гурзуф" 1017 г., автор Константин Коровин.
Крым Коровина – это живописно расположенные у подножья гор портовые города с сочной зеленью, со спокойным искрящимся морем, с красивыми беззаботными людьми. В его полотнах натура претворена в некий сверкающий мир, полный настроения неомраченного буднями счастья жизни. Написанные подвижным многоцветным мазком, наполненные воздухом, пронизанные ярким южным светом, они славят самоценность жизни на земле.
На картине «Крым. Гурзуф», которую Коровин написал в 1917 году, сразу бросается в глаза буйство красок природы южного приморского города. Она написана в традиционной манере коровинского импрессионизма: широкие, очень яркие мазки, от которых на близком расстоянии просто рябит в глазах. Поэтому рассматривать ее лучше с некоторой дистанции. Тогда она полностью открывает перед зрителем свои художественные достоинства.
В композиционном плане главенствующей на картине является диагональ. Ей подчинены все элементы и детали. Нижний левый угол полотна занят пестрым травяным ковром, из которого растут два дерева. Их листва изображена с нарочитой небрежностью, словно южный теплый ветер помешал художнику остановить мгновение. Тянущиеся вверх стволы деревьев добавляют картине легкости и воздушности. В противоположной, правой части полотна художник изобразил еще одно дерево, и все вместе они образуют своеобразное обрамление картины, придавая ей уютный и законченный вид. Залитая солнцем дорожка, за которой следует взгляд зрителя, ведет через арку к бесконечной голубой морской глади. Еще одна диагональ вырисовывается горной цепью фиолетового цвета, изображение которой параллельно песчаной дорожке.
Яркие и пестрые краски преображают южный пейзаж в подобие театральной декорации. Но эта театральность и постановочность нисколько не мешает наслаждаться художественными впечатлениями Константина Коровина от буйства красок южной природы, изображенного живописцем на картине «Крым. Гурзуф».

"Крым. Гурзуф"

"Праздник на воде" 1916 г., автор Константин Коровин.
К. Коровин считал, что живопись сама по себе уже есть праздник. Несмотря на военное положение в середине 1910-х годов, в Крыму он стремился рисовать как можно больше, создавая яркие радостные этюды. Многие из них были написаны в Севастополе из окна расположенной возле Графской пристани гостиницы «Кист», где тогда жил художник. В 1916 году он создает светлую парадную работу «Праздник на воде», изображая севастопольскую Южную бухту.
Множество разноцветных, темных и светлых мазков складываются в единую картину солнечного дня. Художник пишет серебристо-голубое небо и яркую лазурь морской воды, отражающей облака, легкие парусники, лодки и серый корпус, находящегося в гавани военного судна. Четко прорисован освещенный солнцем борт корабля, различимы полотнища флагов, виден дым после залпа артиллерийского салюта. Справа угадываются очертания деревянного здания летнего театра, стоящего на Приморском бульваре, и крыши купален. Фигуры людей на берегу обозначены быстрыми обобщенными мазками. На дальнем плане в легкой сиренево-голубой, слегка разбеленной дымке растворяется северный берег Севастопольской бухты.
К. Коровина часто называли импрессионистом, но его работы не были подражанием французским мастерам. Он экспериментирует с формой и смело вводит в палитру черный цвет, не приветствуемый французами. При этом темные тона гармонично вписываются в общий фон, не утяжеляя холст.

"Праздник на воде"