Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Оскар Клод Моне

Выставку репродукций картин "Клод Моне" в Сергиевский историко-краеведческий музей любезно предоставил Центр Духовной культуры г.Самара.
Сергиевский район, Самарская область. Россия.

Клод Моне – французский художник, который не только стал одним из основателей импрессионизма, но и дал название этому направлению живописи. Именно из-за его картины, описывающий восход солнца в порту Гавра впоследствии так назовут новое художественное течение.
Выставку репродукций картин "Клод Моне" в Сергиевский историко-краеведческий музей любезно предоставил Центр Духовной культуры г.Самара.

Родился живописец в 1840 году в семье бакалейщика в Париже, но юность провел в Нормандии в городе Гавр, куда его семья переехала в 1845 г.
Там он с детских лет занимался рисованием и даже зарабатывал на этом – карикатуры в его исполнении достаточно хорошо продавались в бакалейной лавке отца. Там же он познакомился со своим первым учителем – Эженом Буденом.
В 20 лет Моне призвали в армию. Служить ему выпало в Алжире, но не прошло и двух лет, как будущий художник заразился брюшным тифом, и тетушка помогла ему откупиться от службы. Вернувшись во Францию, Клод поступил в университет, однако был недоволен подходом к преподаванию и учебу оставил, перейдя в студию живописи, организованную Шарлем Глейром. Эта студия свела его с такими художниками как Ренуар, Сислей, Базиль. В них он нашел единомышленников в искусстве и вместе с ними составил центр зарождения импрессинизма.
Клод Моне дважды был женат. Первый раз на Камилле Донсье, второй – на Алисе Ошеде. Портрет Камиллы, написанный за 4 года до их свадьбы, в 1860 г, принес художнику известность. Этот брак продлился 9 лет, до смерти жены от туберкулеза. Она умерла в 1879 году, оставив художнику двух сыновей. Почти все это время семья жила в местечке Аржантей близ Парижа и здесь были написаны несколько лучших полотен мастера. Второй раз Моне женился только через 13 лет, в 1892 году, и прожил с Алисой Ошеде 18 лет. Их брак также оборвался смертью жены.
Начавшаяся франко-прусская война побудила художника в 1870 г. переехать в Англию, а затем в Нидерланды. Пребывание в Нидерландах стало очень продуктивным периодом в его творчестве – в Зандаме он написал 25 картин.
Сразу после возвращения в 1872 году, Моне пишет знаменитое полотно «Впечатление. Восходящее солнце». Показана картина была на выставке 1874 года.
В 1893 году вместе со второй женой художник переезжает в местечко Живерни, где и проводит остаток своей жизни. Даже после операций на глазах в 1912 г. из-за двойной катаракты, он не перестает рисовать.

Умер великий художник в 1926 г, пережив на 6 лет Дега и на 4 – Ренуара и не дожив 15 лет до нового признания его творчества.
Похоронен в Живерни на церковном кладбище.

Клод Моне "Мостик над озером с водяными лилиями в Живерни" , 1900 г.
Французский художник Клод Моне очень любил писать пруд с водяными лилиями, расположенный в его собственном саду в местечке Живерни. Он писал этот пруд в разное время, в разных ракурсах и при любом освещении. Иногда ему приходилось работать параллельно над несколькими изображениями своего пруда, так как солнце двигалось, все вокруг менялось и начатую ранее работу приходилось оставлять ради следующей.
Картина представляет собой небольшой пруд, заросший водяными лилиями, над которым возвышается изящный зеленый мостик в японском стиле. Пруд обрамлен буйной растительностью – на заднем плане растет множество деревьев, оккупированных фиолетовыми плетьми глициний, по бокам острыми стрелами торчит осока, шевелят длинными ветками-волосами плакучие ивы. И, конечно же, на зеркальной глади пруда растет множество водяных лилий.
Моне писал полотно широкими и грубоватыми мазками, которые создают эффект движения – как будто мы наблюдаем реальный пейзаж с прудом, где легкий ветерок колышет зелень и морщит идеально ровную водную гладь. Художник не смешивал краски на палитре, делая это непосредственно на холсте.
Для полноты передачи красок пейзажа Моне применял большое количество оттенков зеленого и синего, плавно перетекающих друг в друга. Лепестки лилий не просто белого цвета – на них можно увидеть блики розового, голубого и фиолетового. Благодаря мазкам желтых тонов полотно буквально освещается изнутри ярким солнечным светом.
Японский мостик на фоне всей этой яркой и живой природы не смотрится чужеродным элементом. Гладь пруда отражается на его днище сине-зелеными бликами. Сквозь густоту и буйность деревьев в правом верхнем углу картины пробиваются солнечные лучи, усиливающие впечатление воздушности и динамичности пейзажа.

Клод Моне "Букет подсолнухов", 1881 г.

На протяжении всей своей жизни Клод Моне с большим трепетом относился к цветам. Ярчайшим тому доказательством является сад в Жеверни, созданный его руками, который до сих пор принимает посетителей, превратившись из любимой усадьбы в знаменитый дом-музей.
Ещё одним неоспоримым подтверждением привязанности живописца к цветам – это, конечно, его картины.
«Подсолнухи» были написаны Моне в 1881 году. Букет жёлтых подсолнухов, поставленных в узкую высокую вазу на фоне размытого фона – сюжет натюрморта незатейлив, но каково воплощение!
Моне отказывается от чётких линий, предпочтя им неровные волнистые мазки, создавая форму и очертания лишь цветом. Такая техника неизменно создаёт движение, делая работу живой и динамичной. Стиль мастера всегда отличался свободой, лёгкостью, воздушностью и реалистичностью, независимо от того, что он воплощал – будь то жанровая сцена или натюрморт.
Удивительно, но в такой статичный жанр живописи, как натюрморт, он смог вдохнуть столько жизни, что кажется, будто подсолнухи тянут свои головки к солнцу, а их лепестки трепещут на ветру.
Ещё одна отличительная черта техники мастера – использование контрастных цветов, которые в сумме дают нужный колорит. Если присмотреться к изображению цветков, то можно заметить, что лепестки выписаны красными, жёлтыми, оранжевыми оттенками, но сделав пару шагов от картины, они сливаются в богатую жёлтую палитру, которая так реалистично воплощает подсолнухи. Каждый цветок в вазе не похож на другой, неповторим и уникален, у всех разная форма, поворот головки, размер.
Внимательный зритель может заметить, что в картине есть некое несоответствие в пропорциях – не может такая узкая ваза вместить в себя большую охапку подсолнухов. Но в этом весь Моне, ему важно было показать великолепие подсолнухов, а все остальные детали имеют лишь второстепенное значение.

Клод Моне "Главная дорожка через сад в Живерне", 1902 год.

В истории искусства имя художника тесно связано с его домом в Живерни.
С 1883 года он снимал этот дом у одного нормандского помещика в 80 километрах к северу от Парижа. Здесь Моне прожил сорок три года, вплоть до самой смерти в 1926 году.
Поселившись в Живерни, Клод Моне приобретает там участок земли, и, отведя туда воды речки Эпты, устраивает сад с прудами. Сад находится перед домом, а строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов, которые менялись несколько раз в году. Сад стал любимым детищем Моне, и нет ничего удивительного в том, что мотивы этого сада занимают большое место в творчестве художника. Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом, и в Аржантейе, и в Ветейе, и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах.
Главная дорожка сада утопает в лучах весеннего солнца. Легкие, тонкие мазки как бы порхают над поверхностью холста, создавая ощущение нежного мерцания. Свет пронизывает каждый сантиметр холста, легкие тени прозрачны. Удивительно "брио" живописи (фейерверк лиловых, золотисто-желтых, зеленых, красных мазков) прекрасно передает ощущение цельности и яркости зрительного восприятия природы.
После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок".

Клод Моне "Антиб. Полдень", 1888 г.

Клод Моне "Маковое поле в Живерни", 1890 г.