Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Питер Брейгель Старший".

«ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ» - выставка репродукций картин в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока, художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника. В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В выставочном зале музея начала работать новая художественная выставка, посвящённая творчеству Питера Брейгеля Старшего.
Это нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен.
Главным героем произведений Брейгеля является простой люд, крестьяне- за что художник получил прозвище "мужицкий".
Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой.
На выставке представлено 40 репродукций картин художника. Это произведения, написанные под впечатлением от путешествий по Италии и Франции (Вид Неаполя, Альпийский пейзаж); "Народные" картины художника (Пословицы, Детские игры, Крестьянская свадьба, Крестьянский танец); Конечно, изображения религиозных сцен (Перепись в Вифлееме, Путь на голгофу); а также цикл "Месяцы", написанный художником по заказу богатого антверпенского купца (Охотники на снегу, Хмурый день, Возвращение стада, Жатва).
Чтобы внимательно рассмотреть картины Питера Брейгеля Старшего нужно запастись недюжинным терпением — пространство холста заполняют десятки и даже сотни крошечных фигур. Со счета сбиваются и исследователи. К примеру, на картине «Игры детей» по разным оценкам насчитывается от 230 до 250 персонажей. Брейгель намеренно делал свои картины «сложными», применяя технику «углового смещения» — точку, с которой нужно смотреть его полотна, не так просто отыскать. Но и на этом трудности не заканчиваются, ведь чтобы найти главного героя нужно как следует напрячь зрение. Познакомиться с творчеством загадочного и неоднозначного художника Питера Брейгеля можно с 16 июля и до 30 августа в выставочном зале Сергиевского историко-краеведческого музея (с. Сергиевск, ул. Советская, 45.)
Запись на экскурсию (пять человек) по тел. 8(84655)22446; 89270269923
Сергиевский район, Самарская область. Россия.

"Жатва", автор Питер Брейгель, 1565 г.

На произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.
Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва». Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.

"Детские игры", автор Питер Брейгель, 1560 г.

Вот уже более четырех с половиной веков картина Брейгеля Старшего «Игры детей» будоражит воображение зрителей. Она будто возвращает каждого из нас в мир детства, где игра была основополагающей в жизни ребенка. Эта работа нидерландского мастера считается своеобразной энциклопедией детских развлечений и забав, которые, к слову, весьма актуальны и в наши дни. А если учесть, что картина была написана в 1560 году, то это значит, что играм, в которые до сих пор играют современные дети, как минимум более пяти веков.
Небольшое по габаритам творение мастера (118 х 161 см), основой которого является не холст, а дерево, вместило в себя 230 персонажей, активно играющих в различные игры.
Однако, само собой разумеется, просто обычным описанием детских развлечений живописец не ограничился. Ибо Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не заложил в это полотно двойной смысл и множество загадок. И если уж говорить о загадках, то в первую очередь нужно сказать, что сама личность нидерландского живописца и графика Питера Брейгеля (1525 - 1569) была загадочна и неоднозначна. К слову сказать, до наших дней не дошло никаких достоверных свидетельств того, как на самом деле он выглядел при жизни.
Однако вернемся к «Детским играм» совсем недетского художника... Вы немало удивитесь тому, что в вашу любимую игру играли дети почти пять веков тому назад. Убедитесь в этом сами: припомните какую-либо популярную игру из своего детства, а потом попытайтесь найти ее на картине Брейгеля.
Внимательно приглядевшись можно увидеть, как детвора здесь играет в салочки и чехарду, ходит на ходулях, гоняет обруч, делает бумажные мельницы, волчки, стреляет друг в друга из лука; девочки играют в «дочки-матери», а мальчишки скачут верхом на палочках, вращают обручи, ездят друг на друге, запускают волчки, дерутся на палках, стоят на голове, выдувают мыльные пузыри, плавают в реке — всех игр и развлечений с первого взгляда и не пересчитать. И, что любопытно, какую бы игру из своего детства мы не припомнили, обязательно найдем ее на картине нидерландского мастера в неизменном варианте или в несколько архаичном виде.
На всей картинной плоскости, которая кажется бесконечной, видим играющих повсюду детей, возраст которых - от семи, до тринадцати лет. Они и в окнах домов, и на речке, на городской площади, и в небольших улочках и переулках. Они полностью заполонили видимую территорию окраины городка. При этом мастер специально выбрал высокую точку зрения, чтобы как можно больше захватить изображаемого пространства. К слову, этот прием у Брейгеля, если вспомнить его множество картин, практически был неизменным и выигрышным.
Ребятню всех возрастов даже одевали в неудобные взрослые одеяния, сшитые в уменьшенном виде, так как детской моды в те времена не существовало. Поэтому так и выглядят странно
маленькие персонажи в мешковатых грубых одеждах на картине.
Так во что все же играли дети почти пять веков тому назад? Попробуем это проанализировать, рассмотрев фрагмент полотна. В левом нижнем углу две девочки увлеченно играют в "бабки", а две девочки чуть выше слева - в "дочки-матери", бережно ухаживая за своими куклами. В центре фрагмента мы видим трех мальчиков и стоящую перед ними девочку с молотком в руках. Она что-то от них настойчиво требует, не получая в ответ никакой реакции. Мальчишки заняты своим делом: один из них сидя на столе, в руках держит некое подобие пропеллеров, которые пытается вращать при помощи веревочки, другой - невозмутимо надувает мыльные пузыри, ну а третий держит за хвост птичку с красным хохолком. А в верхнем правом углу можем наблюдать группу ребятни, играющей в знаменитые "жмурки".