Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Православные храмы России. Золотое кольцо.

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.
Сергиевский район, Самарская область.Россия.

Фотовыставка "Православные храмы России. Золотое кольцо"" в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Владимир. Золотые ворота. 1164 г. Надвратная церковь положения риз Богоматери. Обновлена архитектором В. Д. Ермолиным в 1469, реконструкция XVIII в.


В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.

Золотые ворота - редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 году князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы. Боевая башня, триумфальная арка, церковь — все сочетается в выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

Фотовыставка "Православные храмы России. Золотое кольцо" в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Ярославль. Церковь Ильи Пророка.1647-1650.


В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.
ЯРОСЛАВЛЬ
Ярославль - жемчужина в «Золотом кольце» древнерусских городов. В 1010 году ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым) основал на правом берегу Волги, у слияния с ней Которосли, крепость, стремясь обезопасить подступы к Ростову Великому, и назвал ее «во свое имя». В 1218 году - это уже столица Ярославского княжества. Блестящий расцвет города прервало монголо-татарское нашествие, в 1238 году Ярославль был сожжён дотла. В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. В XVII веке Ярославль стал вторым городом России, уступая лишь Москве. В это время строились храмы, ставшие знаменитыми, в том числе - церковь Архангела Михаила, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (загородная слобода). В XVII-XVIII веках в Ярославле большое распространение получило использование поливной керамики при отделке архитектурных сооружений - церковь Богоявления обильно украшена изразцами.

Церковь Ильи Пророка. 1647–1650
Церковь Ильи Пророка - сокровищница древнерусского искусства. Церковь была построена на месте двух деревянных храмов на средства местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных на территории их усадьбы. После реконструкции Ярославля по плану 1778 года храм стал центром административной площади. В настоящее время памятнику архитектуры придан облик, близкий к первоначальному после реставрации, проведенной в 1957–1960-х годах. Главное украшение церкви - фрески. Они написаны в два летних сезона 1680–1681 годов знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Cилой Савиным «со товарищи». Многоцветным ковром роспись заполняет весь храм. Стены разделены на шесть ярусов, центральное место отведено композициям, иллюстрирующим житие пророка Ильи.

Фотовыставка "Православные храмы России. Золотое кольцо" в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Кострома. Богоявленско - Анастасиин. Женский монастырь.
Основан 1426 году.


В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.

КОСТРОМА
Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар. Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома. Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость» (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу.
Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В 1272 г. костромичи разбили отряд татарских сборщиков дани у Святого озера, и татары были сброшены в воду. Разорение претерпел город в период борьбы Москвы и Твери за великое княжение. В XV веке Кострома трижды опустошалась пожарами.
С периодом "смутного времени" связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу...
XVII век - расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебренники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты. Во второй половине XVIII века в жизни города происходят перемены.
В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений.
В 1778г. Кострома стала столицей губернии. В связи с этим началось строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города. Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развита лесообрабатывающая и металлургическая промышленности, а также производство льняных изделий. В городе имеется университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовная школа. Кострома по сей день сохраняет очарование русского купеческого города.
Кострома раскинулась по обоим берегам Волги, она входит в «Золотое кольцо» России. Согласно одной из версий, слово «кострома», «костр» обозначает любое укрепленное место, крепость. Сторонники другой версии связывают название с заготавливаемыми зимою на берегах большими «кострами» леса, который весной сплавляли из Буевского и Костромского уездов. Есть предположение, что город назван по имени языческого божества весны - Костромы.
Город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким для охраны северо-восточных рубежей Руси и впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213 годом. В середине ХIII века Кострома - центр удельного княжества. В 1362 году город вошел в состав Московского княжества. В ХV веке он подвергался набегам татар, новгородских ушкуйников. В 1613 году во время польско-литовской интервенции на костромской земле совершил свой подвиг уроженец этих мест - Иван Осипович Сусанин. В ХVI–ХVII веках Кострома - крупный город. Здесь были развиты ремесла: кожевенное, кузнечное, серебряное, разные виды текстильного ремесла, кирпичное дело, развивались архитектура и живопись. С 1778 года Кострома - губернский центр. В 1751 году здесь была основана первая полотняная мануфактура. С конца ХVIII и в ХIХ веке осуществилась интенсивная застройка города каменными домами. В 1913 году во время торжеств, связанных с 300-летием Дома Романовых, Кострому посетила императорская семья.
Центральная часть города представляет собой архитектурный ансамбль конца XVIII–XIX веков, построенный по генеральному плану 1781–1784 годов. От центральной Сусанинской площади веером расходятся семь главных улиц. Площадь обрамляется аркадами Торговых рядов (1789 - первая половина ХIХ века). Вместе с ними в классический ансамбль площади входят здание Присутственных мест (1806–1809), Пожарная каланча (1823–1826) и здание Гауптвахты (1824–1825). Известны памятники архитектуры: здание Соборного причта (1795–1796), здание Дворянского собрания (конец XVIII века), здание бывшей гостиницы «Россия» (1815), дом генерала Борщёва (1830-е), дом детского приюта (начало XIX века), дом Акатова (начало XIX века). Центр города застроен купеческими особняками конца XVIII - начала XIX века. Восхищают красотой костромские церкви: Воскресения на Дебре (1652), Преображения Господня (1685), Иоанна Богослова (1681–1687), Рождественская (Ильинская на Городище - 1663, 1702, 1773), Иоанна Златоуста (1791), Богоявленский монастырский комплекс (основан в XV веке).
Численность населения административного, культурного и промышленного центра Костромской области составляет около 288 тысяч человек. В городе развиты машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая, химическая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Здесь готовят специалистов четыре государственных вуза, Духовная семинария, работают Историко-архитектурный музей-заповедник, Художественный музей, Музей деревянного зодчества, драматический театр и театр кукол, филармония, цирк.
Кострома - родина основателя первого в России театра Фёдора Волкова. Здесь жили в ссылке герои Отечественной войны 1812 года атаман М.И. Платов и генерал А.П. Ермолов. Имение Щелыково под Костромой принадлежало драматургу А.Н. Островскому, в деревне Шаблово родился самобытный русский художник Е.В. Честняков. В костромской гимназии учились писатель А.Ф. Писемский, критик и публицист Н.К. Михайловский, философ В.В. Розанов и другие известные люди.
В Костроме проводятся традиционные мероприятия межрегионального уровня - Российский театральный фестиваль профессионального искусства «Дни Островского в Костроме», Российский фестиваль самодеятельных театров «Успех».
Богоявленский Анастасиин женский монастырь совмещал ранее три обители, существовавшие отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. При монастыре находились: училище для девиц духовного звания, живописная, золотошвейная и др. мастерские, богадельня для престарелых монахинь и больница для престарелых лиц духовного звания. Ныне монастырь является действующим.

Фотовыставка "Православные храмы России. Золотое кольцо" в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Ростов Великий. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль". Успенский собор. 1508-1512. Звонница около 1682-1687.

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
ВЕЛИКИМ называли только два города – Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, центр культуры и искусства древней Руси. Летопись «Повесть временных лет» упоминает в 862 году в числе русских городов и Ростов. В XI веке Ростов – столица обширного Ростово-Суздальского княжества. В 1474 году Ростовское княжество было присоединено к Москве. Во второй половине XVII века при митрополите Ионе III Сысоевиче, крупнейшем церковном и государственном деятеле своей эпохи, сооружается Архиерейский двор, в XIX веке получивший название Ростовский кремль. Знаменитая звонница Успенского собора была построена по повелению владыки в 1682-1687 годах. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой – Сысой, весом 32 тонны. Звоны колоколов ростовской звонницы слышны в радиусе двадцати километров. В XVIII веке Ростов перестал быть центром митрополии. С этого времени жизнь города определялась ежегодной ярмаркой.

Фотовыставка "Православные храмы России. Золотое кольцо" в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Владимир. Успенский собор. 1158-1160. Реконструкция 1185-1189.

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.

ВЛАДИМИР
В 1108 году князь Владимир Мономах построил мощную крепость, которая была названа в честь основателя - Владимир. Наследник Мономаха - князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Стремительный рост Владимира определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо. В 1238 году город был разорен и сожжен татарами. Подняться до былой высоты Владимир уже не сумел. В XIV веке Владимир вошел в состав Великого княжества Московского. Бывшая столица стала рядовым городом Московского государства. XIV–XVII века ознаменованы чередой набегов завоевателей. В XVII веке возобновляется каменное строительство во Владимире.
Успенский собор
Главный храм Северо-Восточной Руси был построен из белого тесаного камня по заказу князя Андрея Боголюбского. Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор превосходит по высоте Софию Киевскую.
Первоначально он имел вид одноглавого здания с тремя притворами и башнями. При князе Всеволоде Большое Гнездо собор был перестроен и стал пятиглавым. В интерьере частично сохранились росписи ХII - начала ХIII веков. В 1408 году собор был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным (сохранились отдельные фрагменты).
В 1164 году в собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для которой он и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери. В 1395 году во время нашествия Тамерлана икона торжественно переносится в Москву, в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства.
Созданный безвестными мастерами, владимирский Успенский собор - величайшее творение русского зодчества, служившее образцом для более поздних храмов.