Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Художники русских пейзажев"

Выставку репродукций картин "Русские пейзажи" в Сергиевский историко-краеведческий музей любезно предоставил Центр Духовной культуры г.Самара.Сейчас трудно себе представить, что двести лет назад такого понятия как "русский пейзаж" еще не существовало. Традиции российской пейзажной живописи начали формироваться лишь в конце XVIII столетия. Художники воспевали красоту русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы России. Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством крупнейших мастеров пейзажа!

Шишкин И.И. "Рожь" - репродукция картины в Сергиевском историко-краеведческом музее. Пейзаж-картина под названием «Рожь» была написана художником в 1878 году, для ее создания была использована яркая манера живописи. Картина вызывает чувство покоя. На первом плане изображено золотое поле с созревшей рожью. Плодородные колосья колышутся от легкого дуновения ветерка, уже ждут, не дождутся сбора урожая. На обочине и еще в некоторых местах золотые колосья под своим весом наклонились к земле. Такое колыхание колосьев как будто излучает аромат созревшего урожая. Вдали виднеются голубые васильки, восхитительно украшающие весь пейзаж. На переднем плане видна извилистая полевая дорога, которая повидала на своем пути множество путешественников. Большая часть дороги заросла полевой травой, особенно белыми ромашками. Извиваясь, она направляется вглубь поля. Вдоль извилистой дороги, на ржаном поле стоят величественные сосны, которые напоминают сторожей. Справа старая сосна низко нависает над рожью. Она совершенно голая с одной стороны, наверное, ощутила на себе воздействие холодного северного ветра. И наоборот, деревья слева радуют нас разнообразием своих нарядов: от наиболее пышных форм, полностью одетых ветками, до совершенно голых сосен. В небе можно наблюдать танцующих полевых птиц, которые наслаждаются летними теплыми деньками. Над ними плывут легкие воздушные облачка. А в глубине картины сгустились тучки, возможно, вскоре пойдет небольшой дождик. Автор вложил в картину огромную любовь к природе, к родному краю. Это чувство передается зрителю, который может насладиться прекрасным творением этого художника.

Шишкин И.И. "Утро в сосновом лесу" - репродукция картины в Сергиевском историко-краеведческом музее. Одной из самых знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Полотно изображает едва проснувшийся сосновый лес. Ранним утром порезвиться на поваленной сосне, что изображена на переднем плане, выбрались медвежата. Вопреки мнению об агрессивности медведей, эти малыши вызывают лишь умиление, настолько они по – детски беззащитны и добры. Веселятся зверята под присмотром мамы-медведицы. Все действо происходит в глухой чаще, надежно скрытой от посторонних глаз. Животные и вывороченная сосна залиты светом, именно они являются самым светлым пятном, композиционным акцентом. Все остальное прописано не столь тщательно и выполнено в более темных, приглушенных тонах. Художнику удивительным образом удалось передать картину раннего утра. По земле еще клубится туман, выписанный настолько ощутимо, что зритель ощущает утреннюю прохладу. Однако за лесом уже начинает всходить солнце, золотистыми лучами освещающее медведей и подсвечивающее темный лес золотисто – охристым сиянием. Художник любуется и восхищается природой родного края. Ему удается добиться удивительной реалистичности, зрители, словно сами присутствуют в этом старом, разросшемся и мрачном сосновом лесу, который оживает, едва всходит солнце.

Шишкин И.И. "Дубовая роща" 1887 г.- репродукция картины в Сергиевском историко-краеведческом музее. На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти. Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет. Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.