Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Картина Веласкеса "Менины".

 

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта выставка "Диего Веласкес". Картина "Менины".

"ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.

Полотно изображает сцену написания Веласкесом совместного портрета испанского короля Филиппа IV с его супругой и племянницей Марианной Австрийской в присутствии их дочери инфанты Маргариты Терезы со свитой. Сложная и загадочная композиция картины поднимает вопросы об иллюзии и реальности, а также о неопределённости связи между зрителем и персонажами.

«Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано, она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства».

В 1656 году, а именно в то время была написана картина, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер. Шла опасная война с Францией. И королю не оставалось ничего, кроме как сделать Маргариту наследницей престола. Чтобы хоть как–то подкрепить свой трудный и рискованный выбор, король дал задание Веласексу: нарисовать картину, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, каким бы абсурдным оно бы ни было.

Художник был озадачен, но все же смог решить эту задачу. Он нарисовал картину, посмотрев на которую можно было понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании. И в этом нет ничего страшного.

Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой сразу же после их возникновения.Таким произведением и является картина "Менины". По-испански «менина» означает молодую девушку благородного происхождения, которая является фрейлиной принцессы и всегда находится в ее свите.

О КАРТИНЕ

Центром композиции является маленькая хрупкая фигура инфанты Маргариты в красивом светлом платье. Девочка стоит, кокетливо повернув голову, и выжидающе смотрит на зрителя. Согласно этикету, перед ней опустилась на одно колено молодая фрейлина Мария Сармиенто и подает сосуд с напитком.

Художник не только любуется белокурой девочкой, он понимает, что ее детская прелесть должна увянуть, подобно цветку, в мрачном дворце, среди тяжелых, сковывающих ее придворных условностей.

Она кажется слишком серьезной, одинокой в больших пустынных комнатах Алькасара, и что- то напряженное, обреченное читается в ее глазах. У нее нет детства, потому что она – инфанта. На этой картине ей всего 5 лет.

С другой стороны в реверансе застыла фрейлина Изабелла де Веласко. Справа, у стены находятся постоянные члены свиты инфанты, ее шуты: карлица Мария Барбола, прижимающая к груди игрушку, и юный Николас Пертусато, толкающий ногой лежащую перед ним собаку.

Далее из полумрака выступает женщина в монашеском одеянии — Марсела де Уллоа, наставница принцессы и гвардадамас, обязанная повсюду ее сопровождать и охранять. В проеме открытой двери по ступеням поднимается придворный вельможа Хосе Нието.

А с левой стороны картины, возле огромного холста, натянутого на подрамнике, художник изобразил самого себя. Грустный Веласкес держит в одной руке палитру, а в другой — длинную кисть.

Его взор, а также взгляды инфанты Маргариты, присевшей в реверансе, фрейлины Веласко и карлицы Барболы устремлены на зрителей. Вернее, не на них, а на ту пару людей, которая должна быть по другую сторону картины и сейчас слитно отражается в зеркале напротив.

Если внимательно приглядеться, то можно понять, что автор изобразил королевскую чету — Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую.

Странная многофигурная работа являлась любимым для художника построением композиции «картины в картине» и, конечно, ее зашифрованный смысл знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков.

Может, как раз, чтобы не разрушить искренность образа инфанты в целом, ее чопорных родителей Веласкес изобразил неясными пятнами в зеркальном отражении?

Так что же хотел сказать гениальный художник в этой картине?

Существуют разные версии, объясняющие сюжет полотна. По одной из них, Веласкес предоставил момент перерыва во время работы над портретом инфанты, когда к ней бросились ее фрейлины, и в мастерскую как раз заглянула монаршая чета, чтобы узнать, как идут дела.

По другой - наоборот, живописец создавал портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской, когда мастерскую посетила капризная принцесса со своей свитой. Возможно, именно этот эпизод художник и запечатлел на холсте. Есть и другие варианты истолкования удивительной картины, но все они противоречат друг другу и некоторым странным деталям композиции.

Так, в своих стихах, посвященных Веласкесу, Кеведо писал: “Где живопись? Все кажется реальным. В твоей картине, как в стекле зеркальном”.

В ЧЁМ ЗАГАДКА ЭТОЙ КАРТИНЫ?

В 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура.
Первоначально там, где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего.

Даже на хорошей фотографии прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл. Присмотритесь, и вы увидите эту руку.

ИСТОРИЯ ТАКОВА:

Через год после написания картины у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение.

Паж с символом власти исчез. На его месте стоит художник с красным крестом "Ордена Сантьяго" полученным лишь три года спустя после написания первого варианта полотна. Кисть зависла над палитрой.

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV" впоследствии названного "Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, который должен преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.

На первом плане картины лежит большая собака - верный друг и защитник своих хозяев, которую всегда можно пнуть сапогом. В ее образе символизирована незавидная судьба придворного художника, гениального творца, способного быть больше, чем просто преданным слугой своего господина.

Где же находимся на этой гениальной картине мы-зрители?
Мы тоже включены в число позирующих, поскольку стоим на месте короля и королевы,которых Веласкес написал, отражающимися в зеркале, висящем на стене.

ЧТО ЖЕ МЫ МОЖЕМ УВИДЕТЬ?

Мы видим обратную сторону холста и всё то, что изображает на ней художник инфанту, придворных, отражение короля и королевы
Картина Веласкеса-реалистична. Одновременно это и картина, главное в которой-превращение, метаморфоза.

СУДЬБА ДЕВОЧКИ НА КАРТИНЕ.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции Габсбургской династии после долгих переговоров к пасхе 1666 года за своего дядю по материнской линии и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I. Ей было 14 лет, а Леопольду 26.

Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам, это был счастливый брак. Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692) ставшая женой Максимилиана II.

Картина Веласкеса "Менины" подобна зеркалу: каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств. Так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение.

Сергиевский район. Самарская область. Россия.