Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Джотто ди  Бондоне - итальянский художник.

«ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ»

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта выставка репродукций картин, предоставил Международный центр духовной культуры, г. Самара.
Джотто ди Бондоне или Джотто родился 1266 или 1267 — умер 8 января 1337 — величайший итальянский художник Проторенессанса, знаменитый живописец, фрескист и архитектор конца XIII — начала XIV веков. Многие сведения из официальной биографии Джотто ди Бондоне до сих пор оспариваются историками и вызывают жаркие дискуссии. Но у миллионов ценителей искусства нет ни малейших сомнений в том, что творчество выдающегося мастера, его картины и фрески являются уникальными шедеврами мировой культуры.
Джотто ди Бондоне первым из плеяды великих мастеров на заре эпохи Возрождения отказался от древних византийских иконописных традиций и средневековых художественных канонов. Поэтому он по праву считается основоположником современной европейской живописи и изобретателем революционной техники объемного изображения пространства.
Джотто ди Бондоне появился на свет в небольшом городке Веспиньяно в 1266 или 1267 году в семье кузнечного мастера. По другим сведениям, отец будущего гения был обычным крестьянином. Существует красивая легенда о том, что великий художник той эпохи Чимабуэ случайно увидел по пути во Флоренцию рисунок юного Джотто на камне и поразился таланту деревенского пастушка. Зрелый мастер взял мальчика к себе на обучение и помог освоить азы живописи.
Увы, эта увлекательная легенда никак не подтверждается реальными историческими фактами. Поэтому имя истинного учителя Джотто до сих пор остается неизвестным. Историки также не пришли к единому мнению относительно настоящего имени художника. По одной версии Джотто — это сокращенная форма от уменьшительного Амброджотто (Амброджо), по другой — такое имя мальчику действительно дали при рождении.
Зато доподлинно известно, что первый серьезный самостоятельный заказ Джотто получил в 1288 году. Молодому живописцу, которому в то время едва исполнилось 20 лет, поручили выполнение ответственной задачи по созданию цикла из 28 фресок для внутреннего убранства церкви Сан Франческо в Ассизи. Причем, учитывая огромный объем работ, Джотто не мог справиться с заказом в одиночку, а значит трудился вместе с помощниками. Художник блестяще выполнил задачу и приобрел широкую известность в центральной Италии.
Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей (4 дочери и 4 сына). Семья художника никогда не испытывала материальных трудностей. Многочисленные заказы позволяли мастеру содержать просторный дом и даже давать деньги взаймы под проценты другим людям.
В 1303 году Джотто получил заказ, которому было суждено принести грандиозную славу художнику. Энрико Скровеньи поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. Именно в этом шедевре Джотто воплотил в жизнь новую технику живописи — пространственную перспективу. Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. Роспись капеллы стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии.
С этого момента Джотто ди Бондоне начал получать дорогие и сложные заказы из разных уголков страны. А в 1315-1318 годах он по приглашению главы католической церкви находился в резиденции понтифика в Авиньоне. Еще пять лет жизни Джотто провел в Неаполе, куда его пригласил местный правитель Роберто Анжуйский. В 1330 году неаполитанский король присвоил мастеру почетное звание придворного художника за выполнение огромного количества фресок для разных церквей города.
В 1334 году власти Флоренции назначили Джотто главным архитектором города и присвоили ему щедрое денежное содержание. Вплоть до самой своей смерти художник активно занимался строительством новых зданий, возведением защитных стен и росписью убранства храмов.
Незадолго до кончины, в 1336 году живописец отправился в Милан, чтобы возглавить работы по созданию фресок для местного правителя Аццоне Висконти. И эту задачу заслуженный мэтр выполнил блестяще, впрочем, как и все остальные.
Жизнь Джотто внезапно оборвалась на пороге семидесятилетнего юбилея. Не сохранилось сведений о том, что послужило причиной смерти великого гения, но дата кончины не вызывает сомнений — это трагическое событие произошло 8 января 1337 года.
К большому сожалению, могила Джотто не сохранилась до наших дней. В разных исторических источниках имеются противоречивые сведения о месте захоронения тела художника. Но большая часть творческого наследия гениального флорентийца, к счастью, пережила века и до сих пор вызывает восхищение у миллионов туристов, посетителей музеев и местных жителей целого ряда городов северной и центральной Италии.

«МАДОННА ОНЬИССАНТИ». Около 1310.

«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с Младенцем, когда священные фигуры обращены к верующему фронтально, при этом Младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ. Однако, за одно, или два десятилетия, отделяющие произведения учителя Джотто от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое.
Иератические и возвышенные образы иного мира, воплощённые в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом, и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображении трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным, видно хроматическое богатство. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство, и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.