Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Православные иконы"

"Православные иконы" выставку предоставил Международный центр духовной культуры (г. Самара).

В Сергиевском историко-краеведческом музее выставка знакомит с уникальным искусством русского севера 15-19 вв.

Икона была главным элементом убранства северных деревянных храмов. При отсутствии фресковой живописи на бревенчатых стенах, основную декоративную роль играли мягко светящиеся в полумраке интерьера краски икон. Фактура красочных поверхностей, то плотных и густых, то легких и прозрачных, как бы оживала в колышущемся пламени свечей и лампад, помогала создать особую неповторимую духовную атмосферу, помогающую молитвенной сосредоточенности прихожан.
Возникнув на основе древней новгородской культуры, иконопись Карелии со временем обрела черты своеобразия, отразившие особенности духовной жизни и культурных традиций северной Руси. Язык северной иконописи глубоко своеобразен и до конца еще не разгадан. Своеобразием отмечена сама палитра, напоминающая цветовой гаммой природную расцветку карельских минералов: различные оттенки охры, красного, синего и белого.
На выставке можно познакомиться с иконами, хранящимися в Музее изобразительных искусств Республики Карелия: "Пророк Илья", "Богоматерь Одигитрия", "Апостолы Петр и Павел". Образы, запечатленные на них, - Спас, Богородица, апостолы, архангелы, святые и пророки, "праздничные события": Успение, Покров и другие.
Многие иконы являются "житийными" повествованиями. Они рассказывают о мирских и духовных подвигах Святого Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Зосимы и Савватия Соловецких, святых коневодов Флора, Лавра и Власия, подвижника Антония Дымского.

"СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ ОПЛЕЧНЫЙ", XVII век.

Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Различаются несколько вариантов композиций - изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Все три варианта представляют собой различные подходы к образу Христа, различные его интерпретации.
В ранних русских иконах встречается иконографический вариант еще более сокращенный - Спас Оплечный. Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - Спас Оплечный и Спас Ярое Око, обе написаны в самом начале XIV в.
На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (ЗАОНЕЖЬЕ), вторая половина XVII века.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
На иконе "Спас Нерукотворный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным.
Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала".
Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа, и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
По преданию, икона с изображением Спаса Нерукотворного впервые появилась с помощью настоящего явленного чуда.
Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни.
Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.
Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.
На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.
Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

«БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ» вторая половина XV века.

Икона "Одигитрия" – это особое изображение Богоматери. В переводе с греческого - это “путеводительница”. Откуда же появился этот образ? По преданию первоначально он был написан апостолом Лукой еще при жизни Богоматери. Этот образ, который впоследствии стали называть Богоматерь Одигитрия, в пятом веке был прислан в Константинополь. Долгое время находился в монастыре Одегон. Отсюда и её название.

Икона имеет особое значение для христиан. На этом образе обычно изображается Богоматерь с Младенцем. Ее рука – это перст, указывающий на Сына (расположена перед грудью), а также на спасение всего человечества. Данный момент очень важен. На левой же руке сидит сам Младенец. Его левая рука занята свернутым свитком, а правая поднята в благословляющем жесте. Ножки Младенца либо скрещены, либо располагаются прямо. Обычно Сын изображается фронтально, однако иногда может быть нарисован и вполоборота. В любом случае благословляющий жест сохраняется. Богородицу иногда изображают на троне, иногда в полный рост или по пояс.

Икона "Одигитрия" на Руси довольно популярна и очень почитаема. Свидетельством этому являются многочисленные списки первого образа, которые разошлись по Древней Руси. Следует заметить, что Богоматерь благосклонна к людям, живущим на этой территории, так как во многих местностях она считается покровительницей и заступницей. Очень часто искренняя молитва спасала человека от какой-либо напасти или беды. Об этом существует множество свидетельств как в древности, так и на сегодняшний день.

Выставка продлится до 27 февраля 2021 года. Справки по телефону: 89270269923

«АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ» вторая половина XV века.

На иконной доске изображены первоверховные апостолы: Петр - из числа двенадцати и Павел - из числа семидесяти.
Такие разные Петр и Павел. Рыбак-трудяга и умник. Ближайший ученик Христа и проповедник, не имевший никакого отношения к евангельским событиям. История Петра и Павла - история разнообразия человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.
Апостола Петра до встречи с Христом звали Симон, он был простым бедным рыбаком, почти безграмотным. Симон занимался ежедневным тяжелым трудом, зарабатывая себе на пропитание ловлей рыбы на Галилейском озере. По первому же слову Спасителя, благодаря пламенной вере и страхе Божием, он оставил все: ремесло, дом, имущество – и пошел за Христом.
Павел происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова и до своего обращения носил имя Савл. Почетный римский гражданин, cтрожайщий исполнитель иудейского закона, воспитанник знаменитого законоучителя Гамалиила, уважаемый всем народом человек - вот кем был Савл. Он был наделен большой властью: имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Но однажды Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, тогда Савл с прежней ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.
Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек. Он исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Он был первым апостолом, заключенным в темницу, подвергнутым преследованиям и побоям. Однако Петр только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах.
Павел постоянно странствовал, проповедуя Евангелие, за это время он написал 14 посланий. Иоанн Златоуст говорил, что послания эти ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Он обращал ко Христу своими мудростью и красноречием. Когда на больных и страждущих возлагали платки, взятые у апостола Павла, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иудеи неоднократно пытались убить апостола Павла, однажды свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Но Павел продолжал свое служение.
Недаром имя «Петр», нареченное Симону Господом, означает "камень". А "Павлов разум" – необыкновенная мудрость, которая уже две тысячи лет привлекает сердца людей к Богу.
Лики святых на иконе «Апостолы Пётр и Павел» написаны более густыми и плотными красочными массами. Стройные фигуры увенчаны несоразмерно крупными по пропорциям головами. Светлые, переливающиеся цветными пробелами одежды апостолов написаны в несколько ином стилевом ключе, чем фон и позем, перекрытые очень яркими и плотными слоями киновари и зелени. Такое сочетание разнородных стилевых особенностей обычно говорит о провинциальном происхождении иконы.
Икона написана в то время, когда Русь освободилась от татарского ига. Это был период всеобщего подъема духовной жизни народа, пронизанного идеями добра и миролюбия, что нашло отражение в данном произведении.

«СВЯТОЙ НИКОЛА» (ОБОНЕЖЬЕ), конец XV в.

Икона исполнена в очень экспрессивной манере и передает, подчеркнуто суровый и аскетичный образ. Очень выразителен контраст лишенного материальной ощутимости, как бы бесплотного торса и энергично вылепленного объема головы. Рисунок плавно изогнутых, словно бескостных пальцев напоминает некоторые псковские иконы. Это произведение можно было бы отнести к группе привозных памятников, если бы не его фон редчайшего кирпичного оттенка и особенности обработки иконной доски, лишенной обязательного в этот период ковчега. Уникальная деталь иконографии – изображение Богородицы на фоне, над правым плечом Николы – могла появиться лишь в творчестве провинциального изографа, менее связанного строгим каноном, по сравнению с мастерами из крупных городских мастерских.

Образ Николая Чудотворца занимает одно из наиболее значимых мест в произведениях Северной Руси; при индивидуальной и разнообразной трактовке данная иконография приближена, как правило, к народной среде.

Св. Никола один из самых почитаемых на Руси святых. Родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Получил при крещении христианское имя Николай, что значит "победитель народа". Был избран епископом портового города Мир, почему его и называют Мир-Ликийским.

Прославился как великий угодник (помощник) Божий. Милосердие к страждущим (скорбя о погибающем грешнике, он ночью тайно бросил ему в окошко мешочки с золотом и тем спас от духовной погибели), чудеса, явленные им при жизни (он усмирил молитвой разбушевавшиеся морские волны, а затем по его молитве был поставлен здравым разбившийся корабельщик-матрос, упавший с мачты, он чудом избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым начальником, чудесным образом спас город Мир от голода), вдохновляют и сейчас верующих обращаться к святителю Николаю с молитвами о помощи.

Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью.

Русские воины издревле считали Святителя своим особенным небесным заступником вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение св. Николая.

Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: "Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!"

Николаю Угоднику молятся о благополучии в пути, от бури и потопления на море, об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

Когда в 1812 году Наполеон оставлял Кремль, он решил взорвать Никольские ворота огромным количеством пороха. Сила взрыва была ужасна: камни и бревна летели в стороны, пошатнулись стены, лопались стекла в окнах. Только образ Святителя Николая над Никольскими вратами и даже стекло, покрывавшее лик Угодника не потерпели никакого повреждения. И свеча перед его ликом уцелела.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.