Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Предметы крестьянского быта

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар – металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Чаще всего на Руси чай из самовара пили в купеческих семьях и любили проводить за чаепитием по несколько часов в день. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять – шесть чашек этого ароматного напитка. Горячий чай разливали по чашкам, затем переливали в блюдца и шумно пили вприкуску с сахаром, ароматным пряником или кренделем.

Посетив музей, вы узнаете, что ступа была в каждом крестьянском доме. Она выдалбливалась из части ствола дерева березы, дуба. Их высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр – 40 см. «Семь потов сойдет, пока крупу к варке приготовишь», – поговаривали опытные хозяйки. В больших деревянных мельничных ступах отделяли оболочку и перемалывали зерна пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Полученную массу могли просеивать в ситах – например, так делали овсяную муку толокно. Толчение было одним из этапов приготовления льняного и конопляного масла. Насыпанное в ступу зерно толкли длинными пестами, с вырезанной перемычкой посредине для руки. Деревянный пест изготавливался до метра длиной. Толкли крупы ровно столько, сколько необходимо для приготовления каши. Каша была основным видом питания «Нет пищи краше, чем русская каша»». Заготавливали крупу на одну или две недели, так как при длительном хранении толченая крупа могла прогоркнуть. После очередного использования ставили ее вверх дном, а пест в уголок. Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. Ступа обладала целительными свойствами: в ней пытались истолочь все болезни, как у взрослых, так и у детей. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест, кувшины, чтобы вызвать дождь. Ступа с пестом широко использовалась, как атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ее ступу, чтобы сватовство было удачным.

 

Балалайка – яркий символ русской национальной культуры. За свою многовековую историю, она прошла путь от примитивного народного наигрыша, до вершин профессионального академического исполнительства. Посетив музей, из экскурсии вы узнаете, что ни один народный праздник не обходился без балалайки. Мастерили крестьяне произведение искусства из любых подручных материалов. Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Несмотря на не слишком громкое звучание, балалайка звонкая, ее звук мягкий, теплый. Играя на ней успокаивали ребенка. Балалайка – душа русского народа. Три струны трогают миллионы сердец. Это русский народный щипковый инструмент.

Утюг, как бытовой предмет, знаком каждому человеку, но его предшественником довольно долго использовали «валек» и «рубель». Высушенное белье наматывалось на «валек» и каталось по столу «рубелем». Во все времена человек старался выглядеть чисто, красиво и опрятно. Вещи должны были быть не только чистыми, но выглаженными.

Еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. Угольные утюги чадили в домах вплоть до середины прошлого века. Еще одна старинная разновидность утюгов – литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет. А прежде чем появился привычный современному человеку электрический утюг, изобретатели испытывали на утюгах нагревательные возможности газа, спирта и воды. На создании электроутюга история, конечно, не заканчивается, прогресс уже ушел вперед. И именно поэтому важно, что есть возможность прикоснуться к этой истории – увидеть и даже подержать в руках удивительные старинные утюги в музее.

В рамках акции «Дар музею» Михаил Михайлович Хайретдинов, житель села Сергиевск, передал в Сергиевский историко – краеведческий музей редкие полотенца изготовленных из льна (размеры: 38 сантиметров в ширину и от 2,50 в длину). Посетив музей, вы узнаете, что в крестьянском быту полотенцем называли полотнище домотканого холста с ткаными узорами. В древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Полотенца бытового назначения, который служил для вытирания рук, лица. Полотенца, имеющее только бытовое назначение называли – утирка, – рукотер, – рукотерник, – утирник, – блинник, – постинник, – насмешник.

Народное творчество – неиссякаемый источник мудрости и красоты, который откроется вам глубже и многограннее, так как с большей заинтересованностью к нему обращаетесь. До сих пор в сундуках у людей, почитающих традиции, хранятся рушники и скатерти, изготовленные из льняных и конопляных нитей на ткацком стане, сделанном деревенским умельцем и эти удивительные экспонаты передают в музей.

В русской деревне сундук появился во второй половине девятнадцатого века. До этого времени предшественниками сундука были «бодни» – длинные выдолбленные деревянные колоды, с боковыми стенками из досок. Для хранения хозяйственных припасов использовались бочки, кадки, лукошки, коробья. Не одна русская изба не могла обойтись без сундука.

В крестьянском быту все делалось вручную, поэтому и ценилось очень высоко. У заботливой хозяйки вся одежда чистая, пусть даже многократно починенная, лежала в сундуках, переходила из поколения в поколение, передавалась по наследству. Требовались сундуки и для запасов, в них хранились новые ткани: холсты, сукно, шелк, кожи. На чердаках, в сундуках, хранили запас лыка, войлока, сермяги. В зависимости от назначения сундуки различались по размерам. От небольших сундуков подголовников до огромных, предназначенных для одежды и продуктов.

На Руси было два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Закрывался сундук на замок. Для прочности сундук оковывали железными полосами, стенки сундука расписывали растительными узорами, использовали сказочные сюжеты, рисовали диковинных птиц. Такие расписные сундуки вносили радость и уют даже в небогатый дом. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Пахталка, или маслобойка, была хорошим помощником на кухне еще прабабушкам. В разное время она выглядела по-разному. Первые маслобойки были напольными. Со временем стали использоваться настольные пахталки. Конструкции этих предметов обихода были самыми разнообразными, и, сделанная однажды маслобойка, передавалась из поколения в поколение.

В музее находятся несколько маслобоек, при чем они разной технологической направленности: вращательная и толкачная – они раньше использовались в быту и радовали своих владельцев сладким сливочным маслом. Толкачная маслобойка – это деревянный сосуд цилиндрической формы, выдолбленная из цельного ствола дерева. Длинная ручка с закрепленной на конце деревянной крестообразной пластиной. Взбивание выполнялось по типу поршня – скоростными движениями вверх-вниз.

Есть маслобойки, которые представляют собой полусферический цилиндр с «воротцами», выполненный из нешироких деревянных клепок, стянутых ободами. Верхняя часть закрывается крышкой. С торца маслобойки снабжены вращающейся ручкой с колесом, которые приводят в движение расположенные внутри тулова деревянные лопасти для сбивания масляной массы. Преимущество дерева, как материала для изготовления маслобоек, заключается в том, что оно легче удерживает температуру налитого в них сырья.

Гости музея познакомятся с историей удивительной обуви, старой и одновременно очень современной – валенками. Увидят разные виды валенок и предметы, с помощью которых их валяли. Он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. У обуви есть один недостаток: они боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши. Удобная и полезная для здоровья человека обувь. В них не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Валяльщик – в былые времена почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века.

Рушники - одно из самых ярких образцов декоративно-прикладного искусства в традиционной бытовой славянской культуре. Посетив музей, вы узнаете, что рушники вышивали еще наши давние предки. Это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников – это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. Имеют оригинальный и неповторимый орнамент. Вы узнаете много интересного о таинствах и обрядах, связанных с рушником посетив музей. Рушник – изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

 

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. По годам 1930 х – 1940 х годов, использовался по Гражданской и по Великой Отечественной войн. Деревянный чемодан, дно и крышка изготовлены из фанеры. Крышка крепится на двух металлических петлях. Чемоданы были разные: из кожи или кожзаменителя, фибровые и кар­тонные, оклеенные с наружной стороны кожей, её заменителями или тканью. Могли быть жесткими и мягкими, складными и нет.

Благодаря предкам сохранился знаменитый вид обуви – лапти. Самый распространенный вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Посетив музей, из экскурсии вы узнаете, что плели лапти, мужчины и мальчики – подростки, это считалось исключительно мужским занятием. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 – 6 каждому. Лапти плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, березы, дуба. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Для плетения использовали плоское изогнутое лапотное шило – кочедык. Зимой мужик носил лапти не более десяти дней, а летом, в рабочую пору, их стаптывали в четыре дня. «В дорогу идти – пять пар лаптей плести», – говорили в народе.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы. В современном быту корзины тоже находят различное применение, а уж настоящего грибника без нее трудно и представить. И лучше всего для грибов подходит ивовая. Ивовые ветки, из которых сплетена корзина, содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева. И, конечно же, хорошая корзина легка, красива и удобна.

Плетеные корзины в разные века этот предмет обихода нес в себе различный функционал, однако, его основная символика оставалась неизменной. В изящном переплетении прутьев увидите благосклонность природы к хорошему урожаю, и ее готовность поделиться своими дарами с людьми.

Долгое время для приготовления пищи крестьяне использовали глиняную посуду, но, когда появились достаточно дешёвые чугунки, крестьяне тут же перешли на них. За счёт пористой структуры чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева, и это способствует тому, что продукты во время приготовления оказываются словно внутри русской печи. Блюдо тогда не просто нагревается до определенной температуры, но и томится. Это позволяет сохранять полезные и вкусовые свойства готовящегося блюда. В чугунке и кашу варят и картошку, и

Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка – зауженный книзу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Сужение книзу и дает вкусовой эффект, присущий только чугунку. А форма эта позволяет ставить чугунок в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента – ухватa, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. А в обычной варочной печи чугунок сужением опускался в конфорку, которая закрывалась концентрическими кольцами. Кольца снимались или ставились по потребности: в зависимости от размера чугунка и стадии варки. На чугунках, имеющихся в музее, клеймо можно разглядеть. Царь Петр Первый вместе с чугунными пушками и ядрами привез из Европы первые образцы чугунной посуды, которые использовал в своих поездках по Империи.

Посетив музей, вы узнаете,что тканые дорожки традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые половики стали популярны в XIX веке. В качестве материала применяли отчесы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Домотканые половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала – конопляные, льняные, хлопчатобумажные.

Для ткачества половиков использовались берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются домотканые половики без какого – либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

Изящные клетчатые шали, что хранятся в Сергиевском историко – краеведческом музее – это, как ни странно, не праздничный, а будничный платок. Он не вышит, все ткачество наборное. Его складывали по диагонали и надевали поверх другого платка – хустки. Ни одна приличная женщина не могла появиться на улице в одном платке, обязательно нужно было иметь верхний и нижний, а в особо торжественных случаях, еще и третий платок надевался!

В начале XIX в. из Франции в Россию пришла мода на узорные тканые шерстяные шали. Поскольку производство тканых шалей было достаточно дорогим и трудоёмким, то постепенно, с середины XIX в., они вытесняются шалями с набивным узором.

На Руси корыто известно с X века. Форма его не менялась на протяжении веков. А размеры колебались от 30 сантиметров до 2 метров в длину и от 15 до 50 сантиметров в ширину. Посетив музей, из экскурсии узнаете, что в крестьянской семье было до десяти корыт деревянных различного назначения. Так много потому, что дерево было доступным материалом, а выдолбить мог любой умевший пользоваться топором и скобелем мужик из липы или осины. В корыте можно стирать, засаливать овощи, месить тесто или готовить сусло для кваса и пива. В специальных корытах готовили корм для домашней скотины и птицы. Они назывались водопойными или кормовыми. Как и в любую другую ёмкость, в него складывали яблоки или капусту, в перевёрнутом виде корыто использовали как большую крышку, чтобы накрыть ей что – нибудь, лежащее на земле.Тесто замешивали в корыте, называемом дроженник. Русские крестьяне перед выпечкой хлеба муку обязательно просеивали, так как мука, полученная на деревенских мельницах, не всегда была однородной. Мука, пропущенная через сито с мелкими ячейками, считалась особенно хорошей – ситной. Из неё пекли хлеб, пироги, булки. Мука, просеянная через решето, сетка которого имела крупные решётки, была боле грубой, решетной. Очистку производили с помощью ночвы на улице на ветру. Ночва с крупой встряхивалась, мусор улетал по ветру, а тяжёлое зерно оставалось на дне. Для формовки теста использовали небольшие корытца овальной формы с двумя ручками на конце. Назывались они колотуха или поволуха.

Посетив музей, вы познакомитесь с удивительным творчеством ришелье – это прорезная вышивка, что считается еще одной характерной особенностью. Такой необычный способ создания кружева довольно непрост, зато результат действительно завораживает. Процесс создания этой вышивки вам напомнит вырезание новогодних снежинок, технология действительно похожа: сначала создается определенный узор, потом он обшивается специальными швами, а после промежутки вырезаются. Выглядит свежо и красиво. Для ручной вышивки достаточно пялец, иголки, ножниц с загнутыми концами и кусочка ткани с нанесенным рисунком. Узоры, выполненные в технике прорезной глади, выглядят чрезвычайно эффектно и выразительно. Для вышивки чаще всего используют белые нити, которые позволяют создать изящный рисунок. Экспонаты Сергиевского историко – краеведческого музея удивят своей красотой и неповторимостью.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее нужны были холст, нитки и игла, что было в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней – подзоры. В узорах воплощали свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле. Гладкий кусок полотна превращался в узорчатую поверхность, изукрашенную мелкими швами – узорами. Любой из многочисленных способов вышивки придавал ткани узорное строение и своеобразную фактуру. В одних случаях шитье исполнялось по счету нитей основы нанесением узора непосредственно на ткань. В других – часть нитей выдергивалась, перевивалась в сетку. Это искусство требовало внимания и усидчивости, в него вкладывалось немало народного терпения и трудолюбия.

Большинство произведений переместилось в фонды музея прямо из деревенских изб, где их использовали в быту или бережно хранили в сундуках в память о матери или как часть приданого.

В экспозиции «Крестьянская изба» размещены уникальные экспонаты – это бодня. Посетив музей, вас познакомят с – предметом домашней утвари. Вы увидите, что бодня, представляет собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. Представляет собой длинную выдолбленную деревянную колоду, в виде цилиндрической формы. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находится в верхней части колоды, а нижнее отверстие, закрывалось деревянным дном. Высотой бодни 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни запирались на замок. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками.

В музее, из экскурсии вы узнаете, что подвесной сосуд округлой формы с двумя рыльцами назывался рукомой. Имел еще названия – поильник и урыльник. Более древние названия рукомойника: «рукомыя», «рукомой», «горлица», «умывальница», «водолей». В XVII веке наиболее распространенным названием было слово «рукомой». С двумя носиками делали для лучшей отцентровки, устойчивости. С помощью нескольких носиков легче и быстро помыть руки целой ватаге ребятишек. В народе про него бытовала загадка: «горбатенький мужичок на две стороны плюет». В доме он вешался над широкой деревянной лоханью. Место для лохани было либо у входной двери, либо у печного столба. Над рукомоем для освещения крепили светец с лучиной, и угольки от нее падали в воду. Лохань, в которую сливали воду, делалась достаточно небольшой, чтобы ее можно было в одиночку вынести и вылить. В самом же сосуде всегда была вода – она считалась самой чистой. И первый ковш воды, принесенной в дом, выливали именно в рукомойник.

В рамках акции «Дар музею» Ирина Александровна Бибик (с. Сергиевск) передала в Сергиевский историко – краеведческий музей пасочницу. Пасочница представляет собой деревянную форму, состоящая из четырех трапециевидных дощечек с глубоким резным рисунком. Пасочницу украшают резные символические узоры: на ней увидите православный крест, Воскресения Христа, буквы «ХВ» – «Христос Воскресе», «райскую лестницу», символизирующую собой Пресвятую Богородицу Марию, через которую, как по лестнице, сошел с неба на землю Господь Иисус Христос. От Пасхи до Пасхи пасочницу хранили завернутой в чистую льняную тряпицу, салфетку или марлю. Пасху начинали делать обычно в Великий Четверг, последний четверг перед праздником. Доставали пасочницу, ополаскивали чистой колодезной водой и ставили «домиком» на стол – сушиться. Затем готовили пасху. Два дня до Светлого Воскресения пасха прессовалась, «вкуснела» и избавлялась от лишней влаги – сыты. В вершину готовой пасхи втыкали небольшой легкий крест или свечку, или другое украшение, и обкладывали ее крашеными яйцами.

Первым домом младенца была детская колыбель. Ребенка держали в колыбели обычно один год, до освоения им ходьбы. Отнятие от груди часто совпадало у ребенка прощанием с колыбелью и разрывом тесной связи с матерью. Существовало обязательное правило изготовления зыбки: ее должен был сделать кто-то из мужчин семьи. Вниманию виртуальных посетителей представлена колыбель – зыбка начала ХХ века. Дно закрыто прочным полотном, для этого в нижней деревянной части зыбки просверливали отверстия, к которым крепили ткань. Зыбку вешали в дальней части избы. Зыбкаподвешивалась на веревках, от углов колыбели, веревки связывали на определенной высоте в петлю. Важным элементом зыбки была материя закрывающая, завешивающая и окутывающая зыбку – полог, который будущая мать готовила заблаговременно. Полог был неотъемлемой частью зыбки не только для защиты от света и насекомых, но, прежде всего, в качестве защиты от сглаза и преграды злым духам. Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому при чужих его закрывали пологом. В качестве подстилки использовали яровую или ржаную солому, накрытые ветошью, шерстью, старой одеждой.

Жернова – это уже история. Вы познакомитесь в музее с древнейшим механизмом, возраст которого исчисляется тысячелетиями!  Вы узнаете, что деревянные жернова, которые находятся в экспозиции «Крестьянская изба» Сергиевского историко-краеведческого музея, состоят из верхнего и нижнего жернов – крупных деревянных брусков, с надетыми на них металлическими обручами.

На внутренней поверхности верхнего и нижнего жернова вбиты металлические пластины, кромками которых измельчается зерно. Верхний жернов вращают с помощью ручки. Нижний жернов неподвижный, его придерживают за горизонтальную ручку при вращении верхнего жернова. На нижнем жернове есть желобок, через который измельченный продукт высыпается наружу. В старину почти в каждом доме был этот простой, но такой необходимый в хозяйстве механизм.