Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Сергиевский край - земля православная".

«Пасхальная радость в Музее - 2022»

В преддверии Светлой Пасхи музей объявил конкурс, в котором примут участие все желающие жители нашего района - дети садов, школ, студенты.

В Музей поступают первые работы к конкурсу!

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного детского творческого конкурса

«Пасхальная радость в Музее - 2022»

  1. Общие положения
  • Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок организации, проведения и подведения итогов районного детского творческого конкурса «Пасхальная радость в Музее – 2022» (далее Конкурс).
  • Конкурс проводится в соответствии с настоящим Положением о проведении районного детского творческого конкурса «Пасхальная радость в Музее – 2022».
  • Конкурс проводится при поддержке администрации муниципального, МКУ «Управление культуры, туризма и молодежной политики» муниципального района Сергиевский, представителей православной Церкви.
  • Общее руководство организацией и проведением Фестиваля осуществляет организационный комитет (далее – Оргкомитет).

Оргкомитет осуществляет следующие функции:

- информирует о проведении Фестиваля;

- формирует и утверждает состав жюри по проведению Фестиваля;

- регистрирует участников Фестиваля;

- оформляет экспозицию Фестиваля;

- организует награждение победителей и участников Фестиваля.

  • Конкурс проводится при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОVID-19) на территории Российской Федерации.
  • При ухудшении эпидемиологической ситуации в регионе конкурс пройдёт в онлайн формате.
  1. Цели и задачи Конкурса
  • Популяризация, внедрение и развитие значимости православных и национальных традиций в общественное сознание, посредством, развития всех видов декоративно-прикладного и художественного творчества среди детей и подростков.
  • Задачи:

- Знакомство детей и подростков  с христианским праздником Светлой Пасхи и его традициями;

- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

- Выявление талантливых и одаренных детей;

- Развитие всех видов декоративно-прикладного и художественного творчества в детской и подростковой среде;

- Сохранение лучших традиций народного творчества;

- Развитие творческих способностей, эстетического вкуса у подрастающего поколения;

- Привлечение внимания общественности к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

  1. Участники Конкурса

3.1. В конкурсе  принимают участие дети и подростки с 5 до 18 лет, учащиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и учреждений  среднего профессионального образований муниципального района Сергиевский.

Возрастные группы участников:

-Первая: 5- 7 лет;

-Вторая: 8-12 лет

-Третья: 12-17 лет

-Четвертая: от 17 лет.

  1. Порядок и сроки проведения.

4.1. Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап (сбор работ) с 21 марта по 14 апреля 2022 года.

4.2. Для участия принимаются работы в следующих номинациях:

- Рисунок (формат А-3 без паспарту);

Техника исполнения:

Живопись (гуашь, акварель, акрил);

Графика (линогравюра, тушь-перо, кисть).

Требования к оформлению:

Работы должны быть оформлены в паспарту и снабжены этикетками с указанием:

- наименования учреждения (если есть)

- Ф.И.О. руководителя (полностью)

-номинация

-техника исполнения

- названия работы

-Ф.И.О. (полностью) или коллектива, возраст участника (ов), телефон.

- «Пасхальный сувенир» (поделки из различного материала или изделия, при изготовлении которых был применён материал (ткань, бумага, бисер, дерево, и т.д.), изготовленные в различных техниках: бумажная пластика, вязание, оригами, лепка, и т.п.);

- «Пасхальное яйцо» (Работы могут быть выполнены из любого материала на усмотрение участников (бумага, пряжа, картон, глина, соленое тесто, бисер, ткань.  Оформление поделки (узор, рисунок) должно соответствовать традициям Русского православия).

Требования к оформлению: Работа должна быть устойчивой и иметь сопроводительную этикетку размером 4 на 5  см, в которой  указывается название работы,  фамилия и имя автора, руководителя, телефон руководителя. Оргкомитет конкурса оставляет за собой право не принимать хрупкие и небрежно оформленные работы.

4.3.   Критерии оценки:

соответствие тематике конкурса

- новизна, оригинальность используемых средств

- ясность изложения идеи, качество и сложность

- качество работ с художественной точки зрения

- яркость и оригинальность, цветовое решение, техника исполнения;

- культура оформления работы;

- творческое решение темы.

По каждому критерию 5 бальная система оценки.

4.4. Второй этап (выставка): выставка работ участников конкурса будет представлена в Сергиевском историко-краеведческом музее с 26 апреля  по 6 мая 2022 г.

  1. Сроки подачи заявки и конкурсных работ

5.1.  Заявки на участие в конкурсе подаются согласно Приложению к данному Положению на адрес электронной почты: ser.muzej@yandex.ru в срок до 14 апреля 2022 года.

5.2.  Работы для участия в районном конкурсе принимаются  в МБУК "Сергиевский историко-краеведческий музей" муниципального района Сергиевский  в срок не позднее  14 апреля  2022 года по адресу: с. Сергиевск, ул. Советская, д. 45, МБУК "Сергиевский историко-краеведческий музей". Ответственное лицо по приему конкурсных работ – Таратухина Надежда Викторовна,  телефон контакта: 2-24-46.

5.3.  Заявка должна содержать следующие сведения об участнике:

-наименование учреждения (если есть);

-Ф.И.О. руководителя (полностью);

-название Конкурса;

-номинация;

-техника исполнения;

- название работы;

-Ф.И.О. (полностью), возраст участника (ов), № сотового телефона, e-mail.

  1. Финансирование конкурса

Финансирование конкурса осуществляется за счет средств сообщества "Друзья Сергиевского музея".

  1. Награждение участников

Участники, занявшие 1, 2 и 3 призовые места, награждаютсядипломами согласно занятых мест и подарочный призом.

Все участники конкурса получат благодарственные письма участников.

Результатом проведения конкурса станет выставка лучших работ конкурса, посвященная православному празднику Светлой Пасхи в

Сергиевском историко-краеведческом музее. О месте и времени проведения церемонии награждения организаторы

конкурса известят победителей и призеров конкурса не позднее, чем за три дня до момента ее проведения

 

Приложение 1.

к Положению

о проведении районного

конкурса детских творческих работ

«Пасхальная радость в Музее»

 

Заявка на участие в

муниципальном конкурсе детских творческих работ

«Пасхальная радость в Музее - 2022»

 

Фамилия.имя, отчество

Класс

(группа)

Образовательное учреждение, телефон

Ф.И.О.

Руководителя

(полностью)

Контакт

(телефон, электронный адрес руководителя)

Номинация

Название работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

к Положению

о проведении районного

конкурса детских творческих работ

 «Пасхальная радость в Музее»

 

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

 

Я, родитель (законный представитель)

 

_____________________________________________________________________________

ФИО ребенка

даю свое согласие на размещение персональных данных (включая фамилию и имя, возраст и иные сведения личного характера), фотографий и видеосюжетов с участием моего ребенка на официальном сайте МБУК "Сергиевский историко-краеведческий музей"  http://www.muzei163.ru/ , ВК: https://vk.com/id465122858, ОК:https://ok.ru/profile/572807614285, Яндекс Карты:  https://yandex.ru/profile/1118720046

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCyZcO_DqpzC2uNzLSQPsm_Q и других средствах массовой информации.

 

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных".

Данное согласие на обработку персональных данных действует с даты подписания настоящего согласия до достижения целей, указанных в данном согласии.

 

ФИО_________________________________________________________________________ (ФИО родителя /законного представителя)

 

Дата «___»___________ 2022 г                                         Подпись_______________________

Музейный кинозал.

Музейный кинозал в Сергиевском историко-краеведческом музее. Демонстрация мультфильма о чудотворной иконе для воспитанников отделения «Вокал. Ансамбль, дуэт, трио» НФ "ДЕОЦ", УФ "Сергиевский", руководитель Килимова Евдокия Ивановна и посетителей музея.
Действие происходит в XVII веке. В маленькой деревеньке под Тихвином недалеко от Тихвинского монастыря живут деревенский иконописец дед Петр, его внучка Маша и соседский мальчишка Гриша. В недалеком прошлом Тихвинский монастырь безуспешно осаждало шведское войско. Воевода Симеон Прозоровский, возглавивший тогда Тихвинское ополчение, теперь принял монашеский постриг. Иконописец Петр работает над списком Тихвинского образа Божией Матери для деревенской церкви.
Непредвиденные обстоятельства мешают иконописцу к сроку закончить работу. Дети пытаются помочь ему и сталкиваются с опасными испытаниями. Чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери своим заступничеством спасает их, как некогда спас монастырь от нашествия иноземцев.
Две трогательные истории спасения – птицы с подбитым крылом и заболевшей девочки – накладываются одна на другую.

Экскурсия для детей о православных иконах.

В Сергиевском историко-краеведческом музее прошла экскурсия «Православные иконы» для воспитанников отделения «Вокал. Ансамбль, дуэт, трио» НФ "ДЕОЦ", УФ "Сергиевский", руководитель Килимова Евдокия Ивановна и посетителей музея.
Выставка «Православные иконы» репродукций картин познакомила детей с уникальным искусством иконописи 15-19 вв. Икона была главным элементом убранства северных деревянных храмов. При отсутствии фресковой живописи на бревенчатых стенах, основную декоративную роль играли мягко светящиеся в полумраке интерьера краски икон. Фактура красочных поверхностей, то плотных и густых, то легких и прозрачных, как бы оживала в колышущемся пламени свечей и лампад, помогала создать особую неповторимую духовную атмосферу, помогающую молитвенной сосредоточенности прихожан. Возникнув на основе древней культуры, иконопись русского севера со временем обрела черты своеобразия, отразившие особенности духовной жизни и культурных традиций северной Руси. Язык северной иконописи глубоко своеобразен и до конца еще не разгадан. Своеобразием отмечена сама палитра, напоминающая цветовой гаммой природную расцветку карельских минералов: различные оттенки охры, красного, синего и белого. На выставке детей познакомили с иконами: "Пророк Илья", "Богоматерь Одигитрия", "Апостолы Петр и Павел" и др. Образы, запечатленные на них, - Спас, Богородица, апостолы, архангелы, святые и пророки, "праздничные события": Успение, Покров и другие. Многие иконы являются "житийными" повествованиями. Они рассказывают о мирских и духовных подвигах Святого Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Зосимы и Савватия Соловецких, святых коневодов Флора, Лавра и Власия, подвижника Антония Дымского.

Иерей Кирилл посетил выставку.

«Православные иконы» выставка в Сергиевском историко-краеведческом музее.
Икона является главным элементом убранства храмов. Фактура красочных поверхностей икон, как бы оживает в храмах в колышущемся пламени свечей и лампад, помогает создать особую неповторимую духовную атмосферу, помогающую молитвенной сосредоточенности прихожан. Выставка знакомит с уникальным искусством иконописи 15-19 вв. Язык иконописи глубоко своеобразен и до конца еще не разгадан. Сама палитра икон ярко выражена в различных оттенках охры, красного, синего и белого.
Сегодня выставку посетили Иерей Кирилл Агафонов, клирик Прихода храма во имя преподобного Сергия Радонежского и представители Совета ветеранов сельского поселения Сергиевск.
Выставка продлится до 26 февраля 2021 года.

Гости музея.

Игумен Григорий (Дружинин), эконом Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря с. Винновка Самарской епархии РПЦ.
Глушкова Татьяна Николаевна – председатель правления НП "Объединение Предприятий и Предпринимателей Муниципального района Сергиевский Самарской области "Единство",
Курсков Сергей Николаевич - директор ЧОУ ДПО «Центр».
Сергиевский историко-краеведческий музей вышел на качественно новый уровень работы. Сегодня музей предлагает своим посетителям не только традиционные экскурсии и выставки, но и мероприятия, способные удовлетворить запросы самой широкой и современной аудитории.
Особый интерес аудитории вызывают новые виды экскурсий и занятий в рамках проекта по православному краеведению «Сергиевский край-земля православная».

"Православные иконы"

Православные иконы" выставку предоставил Международный центр духовной культуры (г. Самара).

В Сергиевском историко-краеведческом музее выставка знакомит с уникальным искусством русского севера 15-19 вв.

Икона была главным элементом убранства северных деревянных храмов. При отсутствии фресковой живописи на бревенчатых стенах, основную декоративную роль играли мягко светящиеся в полумраке интерьера краски икон. Фактура красочных поверхностей, то плотных и густых, то легких и прозрачных, как бы оживала в колышущемся пламени свечей и лампад, помогала создать особую неповторимую духовную атмосферу, помогающую молитвенной сосредоточенности прихожан.
Возникнув на основе древней новгородской культуры, иконопись Карелии со временем обрела черты своеобразия, отразившие особенности духовной жизни и культурных традиций северной Руси. Язык северной иконописи глубоко своеобразен и до конца еще не разгадан. Своеобразием отмечена сама палитра, напоминающая цветовой гаммой природную расцветку карельских минералов: различные оттенки охры, красного, синего и белого.
На выставке можно познакомиться с иконами, хранящимися в Музее изобразительных искусств Республики Карелия: "Пророк Илья", "Богоматерь Одигитрия", "Апостолы Петр и Павел". Образы, запечатленные на них, - Спас, Богородица, апостолы, архангелы, святые и пророки, "праздничные события": Успение, Покров и другие.
Многие иконы являются "житийными" повествованиями. Они рассказывают о мирских и духовных подвигах Святого Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Зосимы и Савватия Соловецких, святых коневодов Флора, Лавра и Власия, подвижника Антония Дымского.

«ЧЕТЫРЁХЧАСТНАЯ: ВХОД В ИЕРУСАЛИМ, РАСПЯТИЕ, СНЯТИЕ С КРЕСТА, ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ», XVII век.


В православном мире существует множество икон, каждая из которых имеет определенный смысл и предназначение. Многие иконы связаны с евангельской историей или праздниками. Четырехчастная икона — это не одна икона, а сразу четыре, причем на полотне может быть изображено сразу несколько сюжетов.
По всей видимости, с конца XIV века на Руси стали появляться четырехчастные иконы, где на одной доске изображались четыре различные иконы.
В левом верхнем углу помещена сцена Входа Господня в Иерусалим. Правее расположено Распятие Иисуса Христа. В нижней части композиции представлено снятие с Креста и положение во гроб.
Таким образом, основное содержание «Четырехчастной» иконы — это раскрытый языком изобразительного искусства «сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая и Апокалипсис».

"СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ ОПЛЕЧНЫЙ", XVII век.

Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Различаются несколько вариантов композиций - изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Все три варианта представляют собой различные подходы к образу Христа, различные его интерпретации.
В ранних русских иконах встречается иконографический вариант еще более сокращенный - Спас Оплечный. Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - Спас Оплечный и Спас Ярое Око, обе написаны в самом начале XIV в.
На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (ЗАОНЕЖЬЕ), вторая половина XVII века.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
На иконе "Спас Нерукотворный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным.
Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала".
Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа, и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
По преданию, икона с изображением Спаса Нерукотворного впервые появилась с помощью настоящего явленного чуда.
Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни.
Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.
Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.
На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.
Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

«БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ» вторая половина XV века.

Икона "Одигитрия" – это особое изображение Богоматери. В переводе с греческого - это “путеводительница”. Откуда же появился этот образ? По преданию первоначально он был написан апостолом Лукой еще при жизни Богоматери. Этот образ, который впоследствии стали называть Богоматерь Одигитрия, в пятом веке был прислан в Константинополь. Долгое время находился в монастыре Одегон. Отсюда и её название.

Икона имеет особое значение для христиан. На этом образе обычно изображается Богоматерь с Младенцем. Ее рука – это перст, указывающий на Сына (расположена перед грудью), а также на спасение всего человечества. Данный момент очень важен. На левой же руке сидит сам Младенец. Его левая рука занята свернутым свитком, а правая поднята в благословляющем жесте. Ножки Младенца либо скрещены, либо располагаются прямо. Обычно Сын изображается фронтально, однако иногда может быть нарисован и вполоборота. В любом случае благословляющий жест сохраняется. Богородицу иногда изображают на троне, иногда в полный рост или по пояс.

Икона "Одигитрия" на Руси довольно популярна и очень почитаема. Свидетельством этому являются многочисленные списки первого образа, которые разошлись по Древней Руси. Следует заметить, что Богоматерь благосклонна к людям, живущим на этой территории, так как во многих местностях она считается покровительницей и заступницей. Очень часто искренняя молитва спасала человека от какой-либо напасти или беды. Об этом существует множество свидетельств как в древности, так и на сегодняшний день.

«АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ» вторая половина XV века.

На иконной доске изображены первоверховные апостолы: Петр - из числа двенадцати и Павел - из числа семидесяти.
Такие разные Петр и Павел. Рыбак-трудяга и умник. Ближайший ученик Христа и проповедник, не имевший никакого отношения к евангельским событиям. История Петра и Павла - история разнообразия человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.
Апостола Петра до встречи с Христом звали Симон, он был простым бедным рыбаком, почти безграмотным. Симон занимался ежедневным тяжелым трудом, зарабатывая себе на пропитание ловлей рыбы на Галилейском озере. По первому же слову Спасителя, благодаря пламенной вере и страхе Божием, он оставил все: ремесло, дом, имущество – и пошел за Христом.
Павел происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова и до своего обращения носил имя Савл. Почетный римский гражданин, cтрожайщий исполнитель иудейского закона, воспитанник знаменитого законоучителя Гамалиила, уважаемый всем народом человек - вот кем был Савл. Он был наделен большой властью: имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Но однажды Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, тогда Савл с прежней ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.
Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек. Он исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Он был первым апостолом, заключенным в темницу, подвергнутым преследованиям и побоям. Однако Петр только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах.
Павел постоянно странствовал, проповедуя Евангелие, за это время он написал 14 посланий. Иоанн Златоуст говорил, что послания эти ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Он обращал ко Христу своими мудростью и красноречием. Когда на больных и страждущих возлагали платки, взятые у апостола Павла, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иудеи неоднократно пытались убить апостола Павла, однажды свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Но Павел продолжал свое служение.
Недаром имя «Петр», нареченное Симону Господом, означает "камень". А "Павлов разум" – необыкновенная мудрость, которая уже две тысячи лет привлекает сердца людей к Богу.
Лики святых на иконе «Апостолы Пётр и Павел» написаны более густыми и плотными красочными массами. Стройные фигуры увенчаны несоразмерно крупными по пропорциям головами. Светлые, переливающиеся цветными пробелами одежды апостолов написаны в несколько ином стилевом ключе, чем фон и позем, перекрытые очень яркими и плотными слоями киновари и зелени. Такое сочетание разнородных стилевых особенностей обычно говорит о провинциальном происхождении иконы.
Икона написана в то время, когда Русь освободилась от татарского ига. Это был период всеобщего подъема духовной жизни народа, пронизанного идеями добра и миролюбия, что нашло отражение в данном произведении.

«СВЯТОЙ НИКОЛА» (ОБОНЕЖЬЕ), конец XV в.

Икона исполнена в очень экспрессивной манере и передает, подчеркнуто суровый и аскетичный образ. Очень выразителен контраст лишенного материальной ощутимости, как бы бесплотного торса и энергично вылепленного объема головы. Рисунок плавно изогнутых, словно бескостных пальцев напоминает некоторые псковские иконы. Это произведение можно было бы отнести к группе привозных памятников, если бы не его фон редчайшего кирпичного оттенка и особенности обработки иконной доски, лишенной обязательного в этот период ковчега. Уникальная деталь иконографии – изображение Богородицы на фоне, над правым плечом Николы – могла появиться лишь в творчестве провинциального изографа, менее связанного строгим каноном, по сравнению с мастерами из крупных городских мастерских.

Образ Николая Чудотворца занимает одно из наиболее значимых мест в произведениях Северной Руси; при индивидуальной и разнообразной трактовке данная иконография приближена, как правило, к народной среде.

Св. Никола один из самых почитаемых на Руси святых. Родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Получил при крещении христианское имя Николай, что значит "победитель народа". Был избран епископом портового города Мир, почему его и называют Мир-Ликийским.

Прославился как великий угодник (помощник) Божий. Милосердие к страждущим (скорбя о погибающем грешнике, он ночью тайно бросил ему в окошко мешочки с золотом и тем спас от духовной погибели), чудеса, явленные им при жизни (он усмирил молитвой разбушевавшиеся морские волны, а затем по его молитве был поставлен здравым разбившийся корабельщик-матрос, упавший с мачты, он чудом избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым начальником, чудесным образом спас город Мир от голода), вдохновляют и сейчас верующих обращаться к святителю Николаю с молитвами о помощи.

Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью.

Русские воины издревле считали Святителя своим особенным небесным заступником вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение св. Николая.

Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: "Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!"

Николаю Угоднику молятся о благополучии в пути, от бури и потопления на море, об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

Когда в 1812 году Наполеон оставлял Кремль, он решил взорвать Никольские ворота огромным количеством пороха. Сила взрыва была ужасна: камни и бревна летели в стороны, пошатнулись стены, лопались стекла в окнах. Только образ Святителя Николая над Никольскими вратами и даже стекло, покрывавшее лик Угодника не потерпели никакого повреждения. И свеча перед его ликом уцелела.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

"День Святого Николая"

«День Святого Николая» праздник в Сергиевском историко-краеведческом музее. С Днем Чудотворца Небесного, с Днем Святого Николая! Мира, добра, уюта вашему дому. Здоровья, процветания вам и вашим близким.
Пусть святой сбережет от всего плохого, подарит радость и поселит любовь в ваших сердцах!

Приближается любимое, долгожданное время – время зимних каникул и новогодних праздников. Эти дни всегда связаны с чудом, а в чудеса хочется верить всегда.
Самым первым зимним праздником из длинной их вереницы можно смело считать День Святого Николая, который отмечается 19 декабря.
День святого Николая - один из самых любимых праздников для ребятишек. Этот день особенный, потому что каждый ребенок знает, что именно в этот день получит подарок.
19 декабря в Сергиевском историко-краеведческом музее прошел этот замечательный праздник, проведение которого стало для нас традицией. На детском празднике святого Николая сбываются мечты и желания. Детки ждут его с особым трепетом.
Интересной была информация об истории праздника. Дети танцевали, играли в игры, водили хороводы. В завершении праздника, каждый ребенок получил угощения от Святого Николая - конфеты.
19 декабря отмечается День памяти святителя Николая Чудотворца. Это один из самых любимых на Руси святых. Согласно православным поверьям, Святой Николай дарит детям подарки в ночь с 18 на 19 декабря.

 

"На Масленицу в музей!"

Масленица – старинный русский народный праздник. С незапамятных времён он самый весёлый и разгульный, потому что продолжался целую неделю. Замечательный повод повеселиться и проникнуться народными традициями — Масленица — веселый праздник проводов зимы и встречи весны. Во время праздника сказочные герои: Зима, Баба Яга, Зайцы, Волк, Медведь, Весна, Красна девица устроили весёлые состязания, конкурсы, игры и забавы. Также Масленичная, или Сырная, неделя славится блинами, символизирующими солнце. В Сергиевском историко-краеведческом музее в заключение мероприятия дети с удовольствием угостились вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. Все с радостью проводили Масленицу и попрощались с ней до следующего года. Итогом этого мероприятия стало желание детей и родителей изучать народные традиции, готовить и участвовать в подобных мероприятиях.

"Медовый Спас"

Детский клуб "Театр. Творчество. Дети".
Интерактивная программа "Пасечник и пчелы" в Сергиевском историко-краеведческом музее для детей от 3 до 7 лет. Познакомили детей с пчеловодством и с праздником Медовым Спасом!
В народе 14 августа отмечается один из трех больших церковных праздников, посвященных Спасителю — Маковей, Медовый Спас или Маковый Спас.
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа. Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью!
Мед добавляли в пряники, блины и пироги.

"Ивана Купала"

В Сергиевском историко-краеведческом музее новая программа
«ИВАНА КУПАЛА», с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры. Детей познакомили с историей праздника, с традиционными забавами наших предков, узнали, что существовало много обычаев, связанных с водой.

Воспитанники детского клуба «Театр. Творчество. Дети» приняли участие в русском народном празднике – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. Гостей встречали Красны девицы, Иван Купала, хозяюшка Травница. Коллектив музея особенно отнесся к подготовке этого праздника: оформили лентами и рушниками внутренний дворик музея, сшили костюмы, наплели венки из луговых, душистых трав. Так как «Ивана Купала» древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зелёного покоса, то родители детей накосили сено, которое в дальнейшем разместили во дворе музея. Создали эффект большой поляны, запах свежего сена из луговых трав и детки с большим удовольствием расположились на свежем сене. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через «костер». Праздник проводили очень интересно и весело. А особое внимание уделяли яблоне, которая растет на территории музея, в этот день ее особо почитали. Ребята загадывали желания и завязывали ленточки на яблоньку. Праздник дополнили русские народные игры «Ручеек», «Заря-зарница». Хозяюшка Травница познакомила детей с лечебными травами. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Гостей пригласили на мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы «Кубышка-травница». Кукла- берегиня на все случаи жизни, обладает целебными свойствами благодаря особому наполнению. Оберег набивали травами, обладающими целительными свойствами. Украшали травницу лентами. При сборке куколки иголки в работе не использовали. После завершения работы, ребята катались на качелях и резвились на горке. В завершении праздника гостям предложили чай из душистых трав с баранками.
Праздник удался на славу!

"Детям о празднике Пасха"

Детям о празднике Пасха. Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников. Детям интересно узнавать о празднике с помощью мероприятий, мастер-классов. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину Воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким. Мастер-класс по росписи пасхального яйца в детском клубе «Театр. Творчество. Дети» в Сергиевском историко-краеведческом музее.

"Жаворонки"

Традиции наших предков. «Жаворонки» - новая программа в Сергиевском историко-краеведческом музее. Вечерняя встреча с воспитанниками детского клуба «Театр. Творчество. Дети» и их родителями была теплой и светлой. Интерактивная программа направлено на знакомство с русскими народными праздниками, традициями, обычаями. Задача сотрудников музея - пробудить интерес и приобщить детей к культуре своего народа, уважительному отношению к народным традициям, эстетическим чувствам доброты, вниманию и чуткости друг к другу и окружающим людям. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник «Жаворонки» назывался еще и «Сороками». В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Но, конечно, главным атрибутом праздника «Жаворонки», с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны. Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья. На нашем мероприятии дети играли в старые народные игры, украшали лентами Солнце, цветами - Весну, фигурками птиц - жаворонков были детки. Праздник «Жаворонки» имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи.

"Масленица по - богатырски"

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА". Розыгрыш подарочных сертификатов Сергиевского историко-краеведческого музея на центральной площади села Сергиевск, в традиционные народные гулянья «Проводы русской зимы». Для обладателей подарочных сертификатов в музее прошла интерактивная программа "Богатырские забавы". В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудиться и увеличить количество своей силы, т.е. воинской силы, увеличить храбрость. По ходу проведения праздника, дети использовали свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки для обоюдной победы. Активно принимали участие и в народных играх. Призы любезно предоставила Администрация сельского поселения Сергиевск.

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА". Розыгрыш подарочных сертификатов Сергиевского историко-краеведческого музея на центральной площади села Сергиевск, в традиционные народные гулянья «Проводы русской зимы». Для обладателей подарочных сертификатов в музее прошла интерактивная программа "Богатырские забавы". В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудиться и увеличить количество своей силы, т.е. воинской силы, увеличить храбрость. По ходу проведения праздника, дети использовали свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки для обоюдной победы. Активно принимали участие и в народных играх. Призы любезно предоставила Администрация сельского поселения Сергиевск. Сергиевский район, Самарская область. Россия.

"Покров Пресвятой Богородицы"

В Сергиевском историко-краеведческом музее в православной экспозиции "Сергиевский край - земля православная" прошел праздник "Покров Пресвятой Богородицы" совместно с учебным филиалом "Сергиевский" некомерческого фонда "Детский епархиальный образовательный центр". Присутствовал иерей Кирилл - священнослужитель храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Сергиевск, с яркими выступлениями были представлены ансамбли: "Горлица" - руководитель Любовь Потапова и хореографический ансамбль "Сергиевский сувенир"- хореограф Виктория Воронович. Фотографии фотокорреспондента музея Татьяны Семиной. Сергиевский район, Самарская область. Россия.

"Православные Храмы России. Золотое кольцо"

В Сергиевском историко-краеведческом музее открыта фотовыставка «Православные храмы России. Золотое кольцо».
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» (Самара). Вниманию посетителей представлены фотографии самых известных памятников архитектуры истории и культуры городов «Золотого кольца»: Владимира, Костромы, Мурома, Переславль - Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля. В том числе, фотографии белокаменных памятников, с 1992 года включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли (Владимирская область, Боголюбово), Кремль с Рождественским собором (Суздаль). Здесь же можно полюбоваться видами Церкви Воскресения на Дебре (замечательный по красоте храм – настоящее украшение древней Костромы и единственная посадская церковь, сохранившаяся здесь с середины XVII века). Увидеть изображение Спасо-Преображенского собора, с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества (Муром) и панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви с многовековой историей.

"Пасхальный Ангелочек"

В детской студии "Театр. Творчество. Дети" прошел мастер-класс. Жизнь народа, его обычаи и обряды складывались годами, веками. Каждый праздник имеет свой определенный смысл, тайное действо, которое совершается во имя самой жизни. Наступает весна, а вместе с нею в наш дом приходит самый сильный и любимый праздник - Пасха Христова. Хозяйки пекут сдобные куличи, делают творожные пасхи, красят яйца, а затем отправляющие в церковь, что бы их освятить.В этот день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа.Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасителя. Во время Пасхальной недели люди ходят в гости, дарят подарки, отправляют поздравительные открытки. В такие светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой. Пасха самый радостный праздник у христиан. В детской студии "Театр. Творчество. Дети" сотрудники музея, родители и ребята провели мастер-класс по изготовлению пасхального ангелочка. Ангел - "вестник, посланник, приносящий вести". Поэтому сделать ангела с детьми и подарить близкому человеку - отличный способ передать свои наилучшие пожелания, ободрить и зарядить позитивной энергией. Мы поздравляем всех с наступающим праздником светлой Пасхи и желаем вашей семье гармонии, безграничного, семейного тепла и уюта. Пеките вкусные куличи, красьте самые красивые яйца, украшайте дом и обязательно передавайте многовековую историю и традиции этого чудесного православного праздника!

"Подарок на Пасху своими руками"

Мастер-класс по росписи деревянного яйца в детской студии «Театр. Творчество. Дети.» в Сергиевском историко-краеведческом музее. Близится один из самых больших и важных для христиан праздников — Пасха. Она олицетворяет собой не только возрождение и начало новой жизни, но и весну, и пробуждение природы от зимней спячки. Их покрывают особыми сакральными знаками, чтобы привлечь в свой дом на последующий год благополучие. Чтобы ребята еще долго хранили в памяти приятные воспоминания о Светлой Пасхе!

 

"Веточка вербы своими руками"

"Веточка вербы своими руками" мастер-класс в детской студии «Театр. Творчество. Дети.» в Сергиевском историко-краеведческом музее. Сделанная ребенком такая поделка, будет для него особенно ценна и будет выступать в качестве подарка близким людям к празднику Вербное воскресенье. Важно приучать ребенка к традициям, которые сопровождают тот или иной праздник. Потому что это история нашей жизни, нашего народа, нашей религии. Верба – дерево, любимое на Руси. «Дотронься до вербы и передаст она тебе свою силу, красоту» – так в старину гласило поверье.